Наталья Мартыненко
Особенности игр малышей второго-третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Важное значение игры для воспитания ребенка давно признано педагогикой. Путь познания мира малышом с помощью игры- сложный и многогранный, в нем развиваются все стороны личности. Все знания, полученные ребенком через наблюдения, чтение, рассказывание, рассматривание картинок, сразу не воспринимаются. Для освоения полученных впечатлений требуется практическая основа, которой в младшем дошкольном возрасте является игра. В игровом процессе ребенок размышляет над увиденным и услышанным, и воспроизводит это, подражая поведению взрослых. Такой способ освоения жизненных впечатлений, углубления знаний соответствует наглядно-образному мышлению ребенка. Играя, малыши закрепляют знания различать предметы по форме, величине, цвету, учатся правильно использовать некоторые предметы по их назначению. Кроме того, на содержание детских игр оказывают влияние впечатления, полученные в семье, на улице, в детском саду, впечатления от рассказов и сказок. Правильно руководя игрой, воспитатель сохраняет самостоятельность детей, развивает их инициативу и фантазию. Одна из задач воспитателя в руководстве игрой- вести детей от случайного выбора к обдуманному, осознаваемому образу. В первой младшей группе дети, при должном руководстве уже могут ставить в игре пусть и маленькую, но вполне определенную цель. Например, вначале шофер просто едет на машине, вопрос воспитателя заставляет его задуматься и вот он уже везет хлеб в магазин, как это наблюдал ребенок во время прогулки. В то же время, играя, дети активно общаются с воспитателем и между собой, развивая связную диалогическую речь и пополняя свой активный словарь.
Публикация «Особенности игр малышей второго-третьего года жизни» размещена в разделах
Примерно в конце второго года жизни появляются игры с воображаемыми предметами, например, девочка кормит куклу воображаемыми кашей и молоком из чашек. У малыша еще слабо развито воображение и ему самому трудно придумать, как лучше изобразить предмет, однако при небольшой помощи воспитателя игра проходит весьма успешно. У ребенка рано возникает потребность в обществе для игры. Он приносит взрослым или другим малышам свои игрушки, предлагая с ним поиграть. На третьем году жизни в играх уже появляются игровые роли. В этом возрасте активно развиваются мышление и воображение, малыши уже способны ставить в игре посильную цель, прилагать усилия и находить различные способы для ее достижения. Задача воспитателя ненавязчиво влиять на воображение и чувства ребенка, показав небольшой пример для подражания или напомнив какую- либо ситуацию.
Основное содержание игр детей 2-3 лет: изображение домашнего труда, лечение кукол и зверей, поездки на транспорте, катание в колясках кукол, игрушек, подражание различным животным, игры со строительным материалом. Однако внимание малыша от одного действия очень быстро может переключиться на другое, например, ребенок катает в коляске мишку, и вдруг видит, что другие дети ставят стульчики, чтоб играть в автобус, коляска с мишкой моментально забывается, и начинается другая игра. Распределение ролей в совместных играх чаще всего происходит уже во время игры. Например, один малыш начинает кого-нибудь лечить, к нему идут другие больные, в результате роли разделяются сами собой. Участие в игре воспитателя помогает детям лучше понимать друг друга, вносить дополнительные элементы и действия в игровой процесс. Например, шоферу, который построил машину, можно посоветовать отвезти друзей домой, девочке, которая варит обед,- пригласить подруг в гости.
Процесс познания мира в игре связан с формированием чувств, отношения ребенка к изображаемому; действительность не копируется им, а творчески воспроизводится. Дети искренне входят в образ, переживают свою роль, не оставаясь равнодушными к тому, что представляют. Поэтому игра оказывает огромное влияние на формирование моральных качеств малыша и выработку его дальнейшего поведения.