Получи документы

Особенности коммуникативной функции детей с общим недоразвитием речи

Анастасия Сомова
Особенности коммуникативной функции детей с общим недоразвитием речи

Коммуникативная функция характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими детьми.

Публикация «Особенности коммуникативной функции детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Л. Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей имеет особенности речевого развития : бедность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания. Все это препятствует осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

В исследованиях О. С. Павловой речевой коммуникации дошкольников с ОНР были выявлены следующие особенности : в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей.

Таким образом, уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким: число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Однако дети, как правило, затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища, т. е. достаточно часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом.

Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха в любых видах детской деятельности. Их игровые умения, в основном, развиты слабо, а игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками редко приводят к успеху и чаще всего заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

В целом коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна возбудимость и игры, не контролируемые воспитателем, иногда обретают неорганизованные формы. Часто дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с ОНР на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Изучение общения детей с ОНР показывает, что у большинства дошкольников преобладает ситуативно-деловая форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4-х-летнего возраста. Ю. Ф. Гаркуша отмечает, что у дошкольников с ОНР процесс общения с взрослыми отличатся от нормы по всем основным параметрам, вызывая значительную задержку становления соответствующих возрасту форм общения: внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.

В исследовании Л. Э. Царгуш, посвященном изучению познавательной деятельности при ОНР, представлены интересные данные о связи уровня познавательной деятельности детей и типом используемых вопросительных высказываний. Автор отмечает, что при решении познавательной задачи вопросы наиболее часто встречаются в речи тех детей, которые осознают проблемность ситуации. Однако в этой ситуации нередко встречается не вопрос, а ответ на вопрос, поставленный во внутренней речи. Действия детей, не сумевших понять стоящую перед ними задачу, носят хаотичный характер, а вопрос выражает неуверенность в своих действиях. Если ребенок в общих чертах понимает проблему, появляются вопросы по поводу выяснения следующего этапа задания, анализа образца, правильности его действий.

Таким образом, вопрос играет важную роль при появлении затруднений. Оформляя в речи саму проблему, ребенок как бы «запускает» в ход свое мышление. Общение выполняет ключевую роль в психическом развитии человека. Важнейшим фактором развития общения ребенка является его взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Современной логопедией признается, что одной из главных задач процесса обучения и воспитания ребенка с речевой патологией является формирование у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию. Однако на практике по-прежнему распространено традиционное распределение ролей педагога и ребенка в процессе коррекции: педагог занимает активную позицию, а ребенок пассивную, что не может в дальнейшем обеспечить успешную социальную адаптацию. Создание условий для формирования активной позиции ребенка должно выражаться в стимулировании познавательной, социальной активности ребенка и, что особенно важно при нарушениях речи, речевой инициативы.

Стимулирование речевой активности ребенка должно включать в себя создание мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно значимых форм речи и элементов языковой системы, использование методов обучения, требующих от ребенка проявления речевой инициативы, то есть увеличение процента инициальных высказываний в ситуации обучения, одним из видов которых является вопросительное высказывание.

Публикации по теме:

Роль развивающих технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников «Роль развивающих технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников». Правильная речь сильно влияет на развитие полноценной личности.

Роль сказки в формировании личности ребенка «Роль сказки в формировании личности ребёнка. Психологический аспект.» «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребёнка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности коммуникативной функции детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 17 июня 2014 в 17:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД