Особенности организации диагностической работы в условиях массовых групп детского сада

Ирина Муквич
Особенности организации диагностической работы в условиях массовых групп детского сада

По обращению воспитателей, родителей детей нашего сада была проведена диагностическая работа с целью определения состояния речевого развития детей массовых групп. Трудность была в том, что времени на тщательную проверку было мало, т. к. дети должны больше времени проводить на свежем воздухе и их день достаточно насыщен образовательными формами работы. Поэтому мы решили меньше загружать детей и проводить диагностику по возможности в естественной обстановке: во время режимных моментов, занятий воспитателя, музыкальных занятиях, во время прогулки. Посещения занятий не ставили целью найти недочёты в работе воспитателей, а посмотреть общение детей, умение регулировать своё поведение, концентрировать внимание, включаться в работу, правильно воспринимать инструкции и реагировать на них, объём и качество словарного запаса, определить уровень ближайшего развития и наметить индивидуальные формы работы. Все спорные вопросы уточнялись на прогулке, при непосредственном общении с детьми.

Проведя мониторинг речевого и общего развития детей всех групп нашего сада, мы вместе с психологом выступили на педсовете нашего учреждения, т. к. встал остро вопрос низкого уровня речевого развития большинства детей.

По итогам проверки выяснилось, что более 50% детей средней группы (возраст от 4до 5 лет) имеют те или иные нарушения звукопроизношения. В этих случаях нарушено произношение по всем основным группам звуков. Более 70% детей этого возраста имеют проблемы с формированием лексико-грамматической стороны речи. Это проявилось в бедности словаря, неточностях употребления значений слов, в неправильном употреблении большинства предлогов, в несформированности навыков словоизменения. Но самой большой проблемой по всем группам оказалась проблема развития связной речи.

Не намного лучше обстояли дела и в старшей группе нашего детского сада, за одним исключением: в связи с возрастом большинство звуков было уже сформировано, но очень много оставалось нарушений по группе «соноры»(до 30%) от всех детей. К этому ещё добавились и проблемы со словарём. Так как в этом возрасте к нему уже предъявляется больше требований: наличие определённого предметного, глагольного словаря; точность в употреблении значений слов, наличие слов-антонимов и синонимов и пр., то значительных подвижек к лучшему не наблюдалось. Аналогичная картина была выявлена и в подготовительной группе, где больше всего внимания обращалось на:

-умение детей правильно оформить свои мысли, правильно построить предложение,

- точно передать значение,

- использовать в речи слова-признаки,

- употребление предложений различной структуры,

- умение планировать высказывания при составлении рассказов, пересказе и пр.

Все специалисты отметили низкий уровень развития связной речи детей.

Все эти результаты имеют определённое объяснение, которое уже ни раз было озвучено специалистами из различных областей и образования, и медицины, и социологии. Это, прежде всего, низкий уровень жизни основной части населения, а прежде всего молодёжи, которые вынуждены работать на износ, на грани своих сил, а на непосредственное, спокойное, положительно эмоционально окрашенное общение ни сил, ни времени уже не остаётся; кроме того, сам уровень общей культуры и образованности родителей оставляет желать лучшего.

Всё это заставило нас срочно принимать какие - то кардинальные меры. Опираясь на опыт работы в коррекционных группах, мы наметили ряд мероприятий:

- осуществлять мониторинг речевого развития в массовых группах 3 раза в год: стартовый- в начале учебного года (сентябре, промежуточный (в феврале, итоговый (в мае);

- на основании полученных результатов, учитывая особенности программ массовых групп и возможностей воспитателей разработать перспективный план в каждой возрастной группе по преодолению возникших у детей трудностей. Особое внимание было уделено работе по звуковой культуре речи, развитию правильного речевого дыхания, формированию фонематического восприятия на материале различных звуков и навыков звукового анализа и синтеза; развитию чувства ритма. В работу по этим разделам были включены музыкальный руководитель, инструктор ФК. И, естественно, был подобран, распечатан примерный словарь, который должны были использовать в свое речи по возможности все специалисты, работающие с детьми группы. Так же были даны рекомендации воспитателям массовых групп по проведению различных бесед с детьми в повседневной жизни.

Детей, имеющих наибольшие трудности, направили на городскую ПМПК. Целью промежуточного мониторинга было определение результативности намеченной работы и внесение корректировок (при необходимости).

Итоговый мониторинг убедил нас в том, что работа, которую мы проводили в нашем учреждении в течение всего года, несомненно, имеет положительные результаты и в необходимости её продолжения.

Публикации по теме:

Годовой план работы учителя-логопеда на 2013–2014 учебный год Направление работы1 Сентябрь. Диагностическая работа:-Провести обследование речи детей. Заполнение речевых карт. Коррекционно - развивающая.

Подарок на годовщину свадьбыПодарок на годовщину свадьбы Уважаемые коллеги, доброго времени суток. Хочу поделиться с вами своей маленькой радостью. В апреле у моих дорогих и любимых родителей была.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности организации диагностической работы в условиях массовых групп детского сада
Опубликовано: 9 октября 2014 в 22:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...