Получи документы

Особенности организации диагностической работы в условиях массовых групп детского сада

Ирина Муквич
Особенности организации диагностической работы в условиях массовых групп детского сада

По обращению воспитателей, родителей детей нашего сада была проведена диагностическая работа с целью определения состояния речевого развития детей массовых групп. Трудность была в том, что времени на тщательную проверку было мало, т. к. дети должны больше времени проводить на свежем воздухе и их день достаточно насыщен образовательными формами работы. Поэтому мы решили меньше загружать детей и проводить диагностику по возможности в естественной обстановке: во время режимных моментов, занятий воспитателя, музыкальных занятиях, во время прогулки. Посещения занятий не ставили целью найти недочёты в работе воспитателей, а посмотреть общение детей, умение регулировать своё поведение, концентрировать внимание, включаться в работу, правильно воспринимать инструкции и реагировать на них, объём и качество словарного запаса, определить уровень ближайшего развития и наметить индивидуальные формы работы. Все спорные вопросы уточнялись на прогулке, при непосредственном общении с детьми.

Публикация «Особенности организации диагностической работы в условиях массовых групп детского сада» размещена в разделах

Проведя мониторинг речевого и общего развития детей всех групп нашего сада, мы вместе с психологом выступили на педсовете нашего учреждения, т. к. встал остро вопрос низкого уровня речевого развития большинства детей.

По итогам проверки выяснилось, что более 50% детей средней группы (возраст от 4до 5 лет) имеют те или иные нарушения звукопроизношения. В этих случаях нарушено произношение по всем основным группам звуков. Более 70% детей этого возраста имеют проблемы с формированием лексико-грамматической стороны речи. Это проявилось в бедности словаря, неточностях употребления значений слов, в неправильном употреблении большинства предлогов, в несформированности навыков словоизменения. Но самой большой проблемой по всем группам оказалась проблема развития связной речи.

Не намного лучше обстояли дела и в старшей группе нашего детского сада, за одним исключением: в связи с возрастом большинство звуков было уже сформировано, но очень много оставалось нарушений по группе «соноры»(до 30%) от всех детей. К этому ещё добавились и проблемы со словарём. Так как в этом возрасте к нему уже предъявляется больше требований: наличие определённого предметного, глагольного словаря; точность в употреблении значений слов, наличие слов-антонимов и синонимов и пр., то значительных подвижек к лучшему не наблюдалось. Аналогичная картина была выявлена и в подготовительной группе, где больше всего внимания обращалось на :

-умение детей правильно оформить свои мысли, правильно построить предложение,

- точно передать значение,

- использовать в речи слова-признаки,

- употребление предложений различной структуры,

- умение планировать высказывания при составлении рассказов, пересказе и пр.

Все специалисты отметили низкий уровень развития связной речи детей.

Все эти результаты имеют определённое объяснение, которое уже ни раз было озвучено специалистами из различных областей и образования, и медицины, и социологии. Это, прежде всего, низкий уровень жизни основной части населения, а прежде всего молодёжи, которые вынуждены работать на износ, на грани своих сил, а на непосредственное, спокойное, положительно эмоционально окрашенное общение ни сил, ни времени уже не остаётся; кроме того, сам уровень общей культуры и образованности родителей оставляет желать лучшего.

Всё это заставило нас срочно принимать какие - то кардинальные меры. Опираясь на опыт работы в коррекционных группах, мы наметили ряд мероприятий:

- осуществлять мониторинг речевого развития в массовых группах 3 раза в год : стартовый- в начале учебного года (сентябре, промежуточный (в феврале, итоговый (в мае);

- на основании полученных результатов, учитывая особенности программ массовых групп и возможностей воспитателей разработать перспективный план в каждой возрастной группе по преодолению возникших у детей трудностей. Особое внимание было уделено работе по звуковой культуре речи, развитию правильного речевого дыхания, формированию фонематического восприятия на материале различных звуков и навыков звукового анализа и синтеза; развитию чувства ритма. В работу по этим разделам были включены музыкальный руководитель, инструктор ФК. И, естественно, был подобран, распечатан примерный словарь, который должны были использовать в свое речи по возможности все специалисты, работающие с детьми группы. Так же были даны рекомендации воспитателям массовых групп по проведению различных бесед с детьми в повседневной жизни.

Детей, имеющих наибольшие трудности, направили на городскую ПМПК. Целью промежуточного мониторинга было определение результативности намеченной работы и внесение корректировок (при необходимости).

Итоговый мониторинг убедил нас в том, что работа, которую мы проводили в нашем учреждении в течение всего года, несомненно, имеет положительные результаты и в необходимости её продолжения.

Публикации по теме:

Годовой план работы учителя-логопеда на 2013–2014 учебный год Направление работы1 Сентябрь. Диагностическая работа:-Провести обследование речи детей. Заполнение речевых карт. Коррекционно - развивающая.

Подарок на годовщину свадьбыПодарок на годовщину свадьбы Уважаемые коллеги, доброго времени суток. Хочу поделиться с вами своей маленькой радостью. В апреле у моих дорогих и любимых родителей была.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности организации диагностической работы в условиях массовых групп детского сада
Опубликовано: 9 октября 2014 в 22:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД