МААМ-картинки

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями

Елена Чертова
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями

Е. Е. Чертова.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени М. И. Калинина»

Муниципального образования город Бугуруслан.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

Публикация «Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

С развитием инклюзивного и специального образования, ростом количества детей с интеллектуальными нарушениями актуализируется интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Вопросы их развития, потенциальных возможностей, реабилитации и абилитации их в обществе, адаптации к самостоятельной жизни приобретают большую социальную значимость.

(Слайд 1). Тяжелые нарушения согласно данным отечественных и зарубежных исследований являются специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжелое и множественное нарушение возникает в следствие органического поражения центральной нервной системы в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Такое поражение при тяжелом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Основным в клинической картине тяжелого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформерованность языковых средств, нарушение функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).

Основным средством поддержки детей с тяжелыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьей воспитывающей особого ребенка. (Слайд 2).

Целью коррекционного воспитания для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития «является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде».

Как правило, основной формой организации педагогической коррекционной работы являются индивидуальные коррекционные занятия. Они должны быть направлены на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития, а самое главное на социализацию такого ребенка в обществе, на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к жизни.

Для удобства планирования своей работы я ориентируюсь на четыре ведущих компонента в содержании коррекционно-развивающей работы. (Слайд3).

Развитию мелкой моторики пальцев рук.

На сегодняшний день научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. У детей с тяжелыми и множественными нарушениями выражена несформированность тонких движений рук, недоразвита ручная умелость. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.

В своей работе я определила несколько эффективных способов развития мелкой моторики: (Слайд 4)

-песочная терапия; (игры с песком).

-пальчиковые игры;

-шнуровка;(Слайд 5)

-массаж пальцев и кистей рук;

-бизеборд (закручивание гаек, игры с прищепками, выключатели). (Слайд 6)

Еще одним, направлением в моей работе, является развитие навыков самообслуживания.

У детей с тяжелыми и множественными нарушениями формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Им тяжело освоить самостоятельное застегивание одежды, а иногда навыки одевания и вовсе отсутствуют. Поэтому свою работу по развитию навыков самообслуживания я построила на основе методики М. Монтессори. (Слайд 7). Данная методика включает в себя набор рамок, каждая их которых имеет собственные застежки. Это молния, шнуровка, большие и маленькие пуговицы, кнопки, застежки на липучках, ремешки, завязки на бантиках и т. д.

Эта методика вырабатывает навыки, необходимые в повседневной жизни. (Слайд 8). Здесь так же развивается мелкая моторика пальцев рук, ловкость движений. Ткань, которая использована для рамок, подобрана разного цвета, что позволяет в ходе игры закреплять цвета и оттенки. При длительной работе с данной методикой ребенок постепенно запоминает последовательность действий и движения приобретают автоматизм.

Следующее направление, которое я использую в своей работе с данной категорией детей, это развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами.

В основе этой методики я использую доски Э. Сегена. (Слайд 9). Методика Сегена отличается от многих других тем, что ребенку не нужно ничего объяснять, и заучивать. По сути, она не предполагает никакого принуждения, все занятия проводятся в игровой форме. Единственное что необходимо делать, это регулярность проведения занятий.

Основной инструмент для занятий – это доска, представляющая собой деревянную панель с вырезанными окошками различной формы и подходящие к ним вкладыши.

Основные цели, которые направлены на работу с данной методикой затрагивают: возможность исследовать, оценивать и развивать наглядно-образное мышление особого ребенка; - исследовать способности ребенка к осмысленным действиям и степени его обучаемости; - развитию зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций; - знакомство с понятиями цвета и формы; - стимулирование речевых функций.

Доски Сегена бывают совершенно разных видов. (Слайд 10). Самые простые – тематические, объединяющие несколько предметов одного класса, состоящие из одной детали. Это могут быть животные, фрукты, транспорт и т. д. Некоторые из досок рассчитаны на изучение только форм - они, как правило, не раскрашены и представляют собой обычную обработанную деревянную основу. Другие ориентированы на сопоставление не только форм, но рисунков. Они раскрашены ярче и рисунок на вкладке повторяет тот, который изображен в отверстиях на основе. Есть и усложненные варианты, которые состоят из мелких частей. (Слайд 11).

Одним из немало важных направлений коррекционно-развивающей работы является сенсорное развитие ребенка. (Слайд 12).

Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов (геометрических форм, цвета, величин, времени, мер веса и т. д.). Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней.

По данному направлению я использую различные игры с сыпучими предметами, это различные игры с крупой, рисование песком, тряпочные лабиринты, выложи по образцу, угадай что в мешке, звуковые коробочки, сенсорные мешочки. (Слайд 13).

Таким образом, сенсорное развитие у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями способствует формированию представлений об окружающем мире, обогащает детский опыт, развивает интерес к взаимодействию с окружающим, происходит накопление жизненного опыта, дети осознают себя и свое место в окружающем мире. (Слайд 14).

Правильно организованная коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе, для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями может служить средством коррекции нарушений познавательной деятельности, развитию знаний и представлений об окружающем мире, развитию эмоционально-волевой сферы, повышения мотивации к обучению, формирования качеств характера, необходимых для успешной социализации воспитанников.

Литература

1. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М. : В Секачев, 2012.

2. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М. : Институт общегуманитарных исследований. В Секачев, 2002.

3. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 3, 4, 5, 6. –М. ,2010г.

4. Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003г.

5. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М, 1992г.

6. Маклер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида//Дефектология. – 1995. - №5

7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаров ой. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 400 с.

8. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016–2017 учебный год для воспитанника 7 группы План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016-2017 учебный год для воспитанника 7 группы А. Максима Добрый день, уважаемые,.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 24 марта 2020 в 20:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чертова (УИ 2248875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД