МААМ-картинки

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями

Елена Чертова
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями

Е. Е. Чертова.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени М. И. Калинина»

Муниципального образования город Бугуруслан.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

Публикация «Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

С развитием инклюзивного и специального образования, ростом количества детей с интеллектуальными нарушениями актуализируется интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Вопросы их развития, потенциальных возможностей, реабилитации и абилитации их в обществе, адаптации к самостоятельной жизни приобретают большую социальную значимость.

(Слайд 1). Тяжелые нарушения согласно данным отечественных и зарубежных исследований являются специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжелое и множественное нарушение возникает в следствие органического поражения центральной нервной системы в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Такое поражение при тяжелом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Основным в клинической картине тяжелого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформерованность языковых средств, нарушение функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).

Основным средством поддержки детей с тяжелыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьей воспитывающей особого ребенка. (Слайд 2).

Целью коррекционного воспитания для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития «является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде».

Как правило, основной формой организации педагогической коррекционной работы являются индивидуальные коррекционные занятия. Они должны быть направлены на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития, а самое главное на социализацию такого ребенка в обществе, на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к жизни.

Для удобства планирования своей работы я ориентируюсь на четыре ведущих компонента в содержании коррекционно-развивающей работы. (Слайд3).

Развитию мелкой моторики пальцев рук.

На сегодняшний день научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. У детей с тяжелыми и множественными нарушениями выражена несформированность тонких движений рук, недоразвита ручная умелость. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.

В своей работе я определила несколько эффективных способов развития мелкой моторики: (Слайд 4)

-песочная терапия; (игры с песком).

-пальчиковые игры;

-шнуровка;(Слайд 5)

-массаж пальцев и кистей рук;

-бизеборд (закручивание гаек, игры с прищепками, выключатели). (Слайд 6)

Еще одним, направлением в моей работе, является развитие навыков самообслуживания.

У детей с тяжелыми и множественными нарушениями формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Им тяжело освоить самостоятельное застегивание одежды, а иногда навыки одевания и вовсе отсутствуют. Поэтому свою работу по развитию навыков самообслуживания я построила на основе методики М. Монтессори. (Слайд 7). Данная методика включает в себя набор рамок, каждая их которых имеет собственные застежки. Это молния, шнуровка, большие и маленькие пуговицы, кнопки, застежки на липучках, ремешки, завязки на бантиках и т. д.

Эта методика вырабатывает навыки, необходимые в повседневной жизни. (Слайд 8). Здесь так же развивается мелкая моторика пальцев рук, ловкость движений. Ткань, которая использована для рамок, подобрана разного цвета, что позволяет в ходе игры закреплять цвета и оттенки. При длительной работе с данной методикой ребенок постепенно запоминает последовательность действий и движения приобретают автоматизм.

Следующее направление, которое я использую в своей работе с данной категорией детей, это развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами.

В основе этой методики я использую доски Э. Сегена. (Слайд 9). Методика Сегена отличается от многих других тем, что ребенку не нужно ничего объяснять, и заучивать. По сути, она не предполагает никакого принуждения, все занятия проводятся в игровой форме. Единственное что необходимо делать, это регулярность проведения занятий.

Основной инструмент для занятий – это доска, представляющая собой деревянную панель с вырезанными окошками различной формы и подходящие к ним вкладыши.

Основные цели, которые направлены на работу с данной методикой затрагивают: возможность исследовать, оценивать и развивать наглядно-образное мышление особого ребенка; - исследовать способности ребенка к осмысленным действиям и степени его обучаемости; - развитию зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций; - знакомство с понятиями цвета и формы; - стимулирование речевых функций.

Доски Сегена бывают совершенно разных видов. (Слайд 10). Самые простые – тематические, объединяющие несколько предметов одного класса, состоящие из одной детали. Это могут быть животные, фрукты, транспорт и т. д. Некоторые из досок рассчитаны на изучение только форм - они, как правило, не раскрашены и представляют собой обычную обработанную деревянную основу. Другие ориентированы на сопоставление не только форм, но рисунков. Они раскрашены ярче и рисунок на вкладке повторяет тот, который изображен в отверстиях на основе. Есть и усложненные варианты, которые состоят из мелких частей. (Слайд 11).

Одним из немало важных направлений коррекционно-развивающей работы является сенсорное развитие ребенка. (Слайд 12).

Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов (геометрических форм, цвета, величин, времени, мер веса и т. д.). Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней.

По данному направлению я использую различные игры с сыпучими предметами, это различные игры с крупой, рисование песком, тряпочные лабиринты, выложи по образцу, угадай что в мешке, звуковые коробочки, сенсорные мешочки. (Слайд 13).

Таким образом, сенсорное развитие у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями способствует формированию представлений об окружающем мире, обогащает детский опыт, развивает интерес к взаимодействию с окружающим, происходит накопление жизненного опыта, дети осознают себя и свое место в окружающем мире. (Слайд 14).

Правильно организованная коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе, для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями может служить средством коррекции нарушений познавательной деятельности, развитию знаний и представлений об окружающем мире, развитию эмоционально-волевой сферы, повышения мотивации к обучению, формирования качеств характера, необходимых для успешной социализации воспитанников.

Литература

1. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М. : В Секачев, 2012.

2. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М. : Институт общегуманитарных исследований. В Секачев, 2002.

3. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 3, 4, 5, 6. –М. ,2010г.

4. Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003г.

5. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М, 1992г.

6. Маклер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида//Дефектология. – 1995. - №5

7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаров ой. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 400 с.

8. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / М. В. Жигорева. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2008. — 240 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2015–2016 учебный год для воспитанника 6 группы Максима А. Составитель: Пермякова Н. Н. - воспитатель ГПД Направление работы: Охрана здоровья и физическое развитие.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016–2017 учебный год для воспитанника 7 группы План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016-2017 учебный год для воспитанника 7 группы А. Максима Добрый день, уважаемые,.

Пособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-классПособие для коррекционно-развивающей работы «Чудо-камешки». Мастер-класс "ЧУДО - КАМЕШКИ" Как известно, маленькие дети любят играть с мелкими предметами и мелкие камешки - галька, на мой взгляд, являются великолепным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 24 марта 2020 в 20:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД