олеся шпанова
Особенности организации образовательного процесса в ДОУ в группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности, упущенные в младшем возрасте, представляют значимую проблему в старшем возрасте, поскольку развитие психических процессов замедляется, компенсаторные и адаптационные возможности организма ослабевают. Дошкольный возраст – наилучший период для коррекции психических функций. Поэтому дошкольное инклюзивное образование является первой, наиважнейшей ступенью в развитии детей и коррекции имеющихся нарушений, поскольку составляет основу дальнейшей жизни и деятельности ребенка с ОВЗ. Правильно организованный процесс дошкольной образовательной инклюзии значительно уменьшит процент детей младшего школьного и школьного возраста со сложными отклонениями в развитии, в том числе с тяжелыми нарушениями речи.
Публикация «Особенности организации образовательного процесса в ДОУ в группе комбинированной направленности» размещена в разделах
Построение инклюзивного образовательного процесса происходит по следующим направлениям :
1. Психолого-педагогический мониторинг - обеспечивает комплексное изучение личности ребенка с ОВЗ всеми специалистами и педагогами.
2. Планирование психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ - разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут с учетом анализа динамики, образовательных результатов и задач развития.
3. Организация психолого-педагогического сопровождения в группе комбинированной направленности – имеет ряд особенностей : гибкий режим дня и недели, разнообразные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, коррекционно-развивающие занятия, предусмотренные адаптированной образовательной программой ребенка с ОВЗ и групповые занятия, реализующие задачи основной образовательной программы
Особенностями организации работы воспитателя комбинированной группы являются :
• планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности воспитанников с ОВЗ;
• соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
• обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья с учетом рекомендаций специалистов;
• консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ;
• ведение необходимой документации
Основная цель работы - обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ТНР, то есть детей с разными образовательными потребностями.
Особые образовательные потребности детей с ТНР:
• Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным).
Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Основным видом деятельности дошкольников является игра. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в работе с детьми, требующими к себе особого подхода. Используем в работе игры на развитие навыков невербального общения. Например, «Морская звезда», «Здороваемся без слов», «Крошка Енот» и другие. Невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Используем игры на развитие вербального общения. Такие как «Шторм», «Цветочки и дождик», «Близнецы» и другие. Для развития коммуникативных навыков и умений разрешать конфликты в группе появился «коврик примирения».
• Потребность в развитии всех компонентов речи.
Для развития всех компонентов речи проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом, а также индивидуальная работа воспитателем в группе. В группе создана картотека логопедических карточек по лексическим темам. Каждая карточка имеет артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастику, рекомендованные художественные произведения, дидактические игры. Например, игра на звуковую культуру речи «Камень-вата» направлена на различение согласных по мягкости-твердости и закрепление произношения этих звуков в словах. Часто организуем игры «Поймай звук», «Назови слово на заданный звук».
При заучивании стихотворений для детей ОВЗ активно используются такие приемы как драматизации, а также прием чтения стихотворения по жестам.
Как показывает практика, дети с нарушением речи стесняются выступать перед всей группой и к тому же они эмоционально зажаты. Включение их в игры-драматизации, в которых эти дети сотрудничают с детьми с нормой, позволяет им чувствовать себя более уверенно. Первоначально более стеснительным детям с ОВЗ мы предлагали роли менее активные, и со временем они освоили роль ведущего актера.
Прием восстановления по жестам мы используем при заучивании небольших стихотворений, например, на занятых по подготовке к обучению грамоте, когда разучиваем стихи про буквы. Со всеми детьми мы обговариваем, как можно жестом показать содержание стиха, а затем дети с нормой воспроизводят стих без жестов, а дети с ОВЗ читают стих по жестам. Использование такого приема оказывает поддержку и вселяет уверенность в детей с нарушением речи.
На занятиях по пересказу, составлению рассказа по картине, серии сюжетных картин мы часто используем мнемотаблицы. Для детей с ОВЗ эти таблицы более подробные. В них содержаться как схематичные значки (которые есть в общей таблице для детей с нормой, так и картинки-образы (для самостоятельного осмысления и перевода такого образа в речь). Мнемотаблицы позволяют ребенку последовательно и подробно излагать свои мысли.
Такую находку мы используем на кругах рефлексии по пятницам после осуществления педагогической технологии «Клубный час». Рефлексивный круг предполагает возможность высказаться всем детям. Чтобы дети с ОВЗ имели такую же возможность, мы приготовили для них опорную мнемотаблицу, которой они успешно пользуются и могут самостоятельно построить до 6 предложений.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте или обогащению словаря детям очень нравится работать с чистоговорками. Мы используем прием недосказанности, когда воспитатель начинает чистоговорку, а дети подбирают последнее слово. Дети с ОВЗ испытывают затруднению в быстром подборе слов. В таком случае мы готовим карточки-картинки, которые выдаем детям с ОВЗ, а затем просим их произнести чистоговорку, закончив ее словом с картинки. Такие приемы позволяют детям с ОВЗ быть включенными в занятие, а не просто отсиживаться на них.
• Потребность в формирование навыков чтения и письма.
При звуковом анализе слов мы часто используем схемы. Ребенок с ОВЗ должен подобрать кружок нужного цвета для обозначения звука и расположить его на схеме слова.
• Потребность в развитии навыков пространственной ориентировки.
В подготовительной группе большое внимание уделяется ориентировке на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); умению располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Дети учатся самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы). Закрепляют умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем. В этом большую помощь оказывают «Клубные часы», где дети самостоятельно передвигаются по территории детского сада.
• Потребность в индивидуально-дифференцированном подходе к формированию образовательных умений и навыков.
Дети с ТНР, в силу своих особенностей развития, часто нуждаются в уединения. Сознание своего бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. Их нервная система не всегда может справляться с нагрузкой и им необходимо место, где они могут восстановиться. В группе появился уголок уединения
Для родителей детей с ОВЗ (ТНР) проводятся консультации, рассказывается, в чём заключаются особенности их детей, на что следует обратить особое внимание.
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ТНР в России разработано в меньшей степени и на сегодняшний день находится на начальной стадии формирования, для успешного развития которого в нашей стране есть все предпосылки.