МААМ-картинки

Особенности построения связных высказываний у дошкольников с речевым недоразвитием

Оксана Медникова
Особенности построения связных высказываний у дошкольников с речевым недоразвитием

Проблема построения связных высказываний у дошкольников с речевым недоразвитием является значимой уже очень долгое время. Это связано с тем, что, во-первых, за последние годы резко возросло количество детей дошкольного возраста с ОНР, а во-вторых, с тем, что связная речь является наиболее трудным компонентом речи по сравнению с другими.

Дошкольники с речевым недоразвитием представляют собой категорию детей, у которых нарушены все речевые компоненты : словарь, грамматика, звукопроизношение, фонематические процессы и связная речь.

Публикация «Особенности построения связных высказываний у дошкольников с речевым недоразвитием» размещена в разделах

По мнению М. М. Алексеевой: «Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки» [1, с. 253].

Стоит сказать о том, что развитие связной речи это очень трудный процесс для детей дошкольного возраста. Трудности в построении связного высказывания имеются как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей имеющих отклонение в речевом развитии. Именно поэтому много специалистов разных областей занимаются этой проблемой.

Исследованием данной проблемы занимались Е. М. Мастюкова,

В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, О. С. Ушакова, Т. В. Медведева и др.

Многие исследователи, в том числе и В. П. Глухов [2] утверждают, что особенности построения связных высказываний у детей с ОНР во многом зависят от недоразвития грамматической стороны речи, словарного запаса и звукопроизношения. Кроме того большое влияние на развитие связной речи ребёнка с речевым недоразвитием, оказывают вторичные нарушения – нарушения памяти, внимания, мышления, воображения и др.

Исследователи выделяли ряд особенностей построения связного высказывания дошкольниками с речевым недоразвитием.

Т. В. Медведева [3] выделила нарушение логической последовательности высказывания, пропуски основной мысли, несвязность речевого высказывания, нарушения в грамматическом оформлении предложения и др.

Л. Ф. Спирова Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова [4] отмечали нарушения использования в речи отдельных словосочетаний, отсутствие в речи обособленных конструкций, пропуски слов или целых словосочетаний, наличие односоставных и нераспространенных предложений, нарушение причинно-следственных связей в предложениях и текстах.

На основе данных, полученных при изучении литературы по проблеме, была проведена исследовательская работа, на базе МБДОУ детский сад №11 «Лучик» Саратовская область, г. Петровск.

Цель данной работы: выявить особенности построения связного высказывания у дошкольников с нормальным речевым развитием и у дошкольников с речевым недоразвитием и сравнить их.

В эксперименте принимали участие две группы детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная группа состояла из 10 человек имеющих речевое недоразвитие, которые посещают логопедические занятия, а в контрольную группу вошло 10 человек имеющих нормальное речевое развитие. Обследование с каждым ребёнком проводилось индивидуально.

Для обследования связной речи дошкольников была использована серия адаптированных заданий по методике О. С. Ушаковой [5].

На первом этапе было проведено обследование уровня сформированности связной речи дошкольников.

Исследование включало в себя следующие задания:

1) Составление рассказа описания;

2) Составление рассказа по серии сюжетных картинок;

3) Пересказ прослушанного текста.

На втором этапе был проведён анализ полученных данных обследования связной речи детей.

В экспериментальной группе были выявлены следующие результаты: 0% детей продемонстрировали высокий уровень, 70% средний уровень и низкий уровень сформированности связной речи был выявлен у 30% детей с ОНР.

Количественные данные обследования дошкольников с нормальным речевым развитием показали, что высокий уровень продемонстрировало 60% детей, средний уровень – 30% детей, и у 10% детей был выявлен низкий уровень развития связной речи.

При выполнении задания «Составление рассказа описания» дети с ОНР испытывали больше всего трудностей. Так, например, в рассказах детей о еже отсутствовала композиционная целостность: «Собирает шишки. Колючий. Добрый. Идёт с корзинкой собирать шишки». Кроме того, дети с речевым недоразвитием затруднялись выстраивать связь между предложениями в тексте и их тексты состояли из перечисления характеристик ежа: «Колючий. Весёлый. Маленький. С корзинкой».

Дети с нормой речевого развития справились с данным заданием более успешно. Их рассказы были развёрнутые, насыщенные разнообразной лексикой и более связные, чем у детей с речевым недоразвитием. В качестве примера можно привести предложение, составленное одним из детей контрольной группы: «Маленький, пушистый ёжик был колючий, как кактус».

С заданием «Составление рассказа по серии сюжетных картин» дети, не имеющие нарушения речевого развития, так же справились более успешно, чем дети с речевым недоразвитием. Это было связанно с тем, что у детей с нормальным речевым развитием сформированы представления о причинно-следственных связях, которые у детей с ОНР практически отсутствуют.

Ребёнок с ОНР неправильно определил последовательность сюжетных картинок, по этой причине у него нарушалась причинно-следственная связь в тексте : «Мама сварила еду. Почистила картошку. Понесла картошку. Мама накормила семью».

У рёбёнка с нормальным речевым развитием получился следующий рассказ: «Мама сначала почистила картошку. Потом мама сварила ужин. После этого мама принесла еду на стол. И в конце мама накормила всех вкусным ужином».

Третье задание «Пересказ прослушанного текста» вызвало трудности как у детей экспериментальной, так и контрольной группы. Но, не смотря на это, у детей контрольной группы рассказы были более подробные и развёрнутые, чем у детей экспериментальной группы.

Ребёнок с речевым недоразвитием составил следующий пересказ сказки «Лиса и рак» : «Лиса предложила раку играть наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала, а рак ей за хвост зацепился. Лиса прибежала, рак отцепился и сказал, что первый прибежал».

У ребёнка с нормой речевого развития получился другой пересказ этой сказки: «Встретила лиса рака и предложила играть наперегонки. Рак согласился. Побежали они, рак зацепился лисе за хвост. Лиса прибежала. Смотрит где там рак. Рак отцепился и сказал лисе, что уже давно её ждёт».

Такой подробный и развёрнутый пересказ у детей контрольной группы, является следствием того, что у детей с нормальным речевым развитием слухоречевая память хорошо развита, а у детей с ОНР наблюдаются нарушения в развитии речеслуховой памяти. Дети с речевым недоразвитием во время пересказа использовали слова, которые не соответствовали исходному тексту.

Проведя качественный и количественный анализ результатов исследования, можно придти к выводу о том, что уровень сформированности связной речи у детей с ОНР значительно ниже, чем у детей с нормой речевого развития.

Таким образом, у детей с речевым недоразвитием имеются характерные особенности и нарушения построения связных высказываний, которые необходимо корригировать в ходе логопедической работы с данной категорией детей.

Литература

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. – [Электронный ресурс] : // Дефектология. – № 2 – 1994 – С. 56-73. – Режим доступа. – URL : https://pedlib.ru/Books/5/0015/5_0015-2.shtml (Дата обращения 14.02.2020).

3. Медведева, Т. В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития / Т. В. Медведева. // Дефектология. – 2002. – № 3. – С. 84-92.

4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : Аркти, 2003. – 240 с.

5. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2004. – 288 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группеОсобенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально – практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Возможность получения подобного.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Подвижные игры с речевым сопровождением для дошкольников с ТНР по ФГОС Подвижные игры с речевым сопровождением для дошкольников с ТНР по ФГОС  Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами моими разработками подвижных игр на осеннюю тематику, которые я часто использую с детьми с.

Родительское собрание «Возрастные особенности дошкольников пяти-шести лет. Подготовка к новому учебному году»Родительское собрание «Возрастные особенности дошкольников пяти-шести лет. Подготовка к новому учебному году» .

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности построения связных высказываний у дошкольников с речевым недоразвитием
Опубликовано: 12 января 2022 в 14:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД