Приложение МААМ

Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста

Вера Александровна Павлова
Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В современном обществе важнейшей социальной задачей является активизация познавательной деятельности детей, эффективное управление ее формированием и развитием, методическое, организационное и морально-психологическое обеспечение.

Понятие «познавательная активность» включает две составляющих: «активность» и «познавательность».

Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности порождения, развития и динамику активности.

Публикация «Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Познавательная активность – важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении к миру – в стремлении проникнуть в его мировоззрение, отражать в сознании существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательная активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества, т. е. в зависимости от системы отношений следует говорить о следующих ее видах:

1. Ситуативная активность, проявляющаяся в отдельных видах деятельности, в определенных условиях;

2. Интегральная активность как преобладающее качество, проявляющееся, несмотря на препятствия, как направленность личности.

Характерными чертами познавательной активности являются :

1. Многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям

2. Глубина, характеризующаяся не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений

3. Динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности

4. Действенность, которая выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметами и явлениями, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели

Возраст от 3 до 7 лет - сензитивный период развития познавательной активности личности детей в контексте функциональной готовности в период подготовки к школьному обучению.

Познавательная активность дошкольника рассматривается как качество личности, опосредующее отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии ее проявлений.

В дошкольном возрасте у ребенка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети-дошкольники проходят через всем известный период «почемучек». Их интересует уже не только внешний вид и назначение предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в из основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности.

По сравнению с нормальными детьми с задержкой психического развития характеризуются снижением уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно такие дети несколько расторможены, многословны.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с задержкой психического развития сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушением внимания, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Т. В. Егорова (1973, А. Н. Цымбалюк (1974) пишут о характерных для детей с задержкой психического развития особенностях познавательной деятельности : дети избегают поисковой активности, не ставят вопросов ни перед собой, ни перед взрослыми; они удивляют окружающих своей несобранностью, невнимательностью; им трудно принять и тем более удержать задание, планировать предстоящую деятельность; у них нет готовности к волевым усилиям; нерешенная задача из не смущает; они не умеют правильно оценить результат своего труда. Работоспособность у этих детей, как правило, низкая, причем она падает тем быстрее, чем она больше нагрузка на интеллект. Механическая, однообразная работа их утомляет меньше.

При обучении недостаточность познавательной активности проявляется и в том, что эти дети не стремятся эффективно использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало предположительных суждений до начала решения задачи.

Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определенного взрослым. Об этом свидетельствуют поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения с взрослым. Приступая к работе, дети часто проявляют нерешительность, задают вопросы, которые, как правило, касаются того, что уже сказано педагогом.

Для того чтобы развивать познавательную активность детей, необходимо предъявлять постоянно возрастающие требования к их умению наблюдать, увеличивать долю самостоятельности в ведении наблюдений, повышая требования к доказательности и обоснованности ответов.

Как же организовать познавательную деятельность дошкольника? Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает :

1. становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе

2. формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации

3. формирование специфических способов познавательной деятельности : навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления)

4. развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления

5. развитие восприятия

В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информирование об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Список литературы:

1. Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология №6, 2003

2. Бобылева Л. Интерес к природе // Дошкольное воспитание №1, 2002

3. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М. : АРКТИ, 2005

4. Лобанова Е. А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников : учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005

5. Лучич М. В. Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989

6. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М. : Мозаика-Синтез, 2006

7. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венера. – М., 1986

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 17:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Александровна Павлова (УИ 109385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД