Приложение МААМ

Особенности психологической помощи подросткам

Александра Орлова
Особенности психологической помощи подросткам
▼ Скачать + Заказать документы

Учителя и администрация от работающих в школе психологов ожидают помощи учащимся в преодолении трудностей учебного процесса. Большинство школьных психологов осознают свое основное профессиональное предназначение. Младшие школьники, подростки, ученики старших классов кроме учебных переживают также личностные трудности, связанные как со школой, так и с семьей.

Поэтому, помощь таким учащимся - основная и, возможно, наиболее сложная часть профессиональной деятельности психолога.

Публикация «Особенности психологической помощи подросткам» размещена в разделах

Подростковый возрастной период - это период бурного развития самосознания, личностной рефлексии, интенсивного поиска путей самоутверждения и самореализации. У переживаний подростка, в отличие от переживаний ученика младших классов - более обобщенный характер. Подросток осознает свои переживания, выражает их, понимает, чем они вызваны, потому, что имеет больший социальный опыт.

Тем отчетливее подросток понимает причины своих трудностей и понимает, как себе помочь, чем он старше. Далее пойдет речь о психологической помощи подростку, который испытывает трудности личностного характера.

В настоящее время профессия практического психолога получила широкое распространение в связи с возросшими запросами общества и повсеместным развитием сети учебных учреждений, ориентированных на подготовку психологов-практиков. Наиболее интенсивно обеспечивается психологами сфера образования.

Психологическая помощь основывается на главных принципах:

1. Принцип системности, или системно-уровневый подход к психологической помощи. Это значит, что психологическую помощь следует понимать целостно, обобщенно, так как любое воздействие, вызванное специалистом, влияет не только на протекание одной определенной функции, но и на личность в целом. Системный подход позволяет объяснить качественные механизмы свойств системы. Если на ранних этапах онтогенеза психическая деятельность человека имеет относительно элементарную основу и зависит от основной, базальной функции, затем она усложняется и начинает осуществляться при участии более высоких в структурном отношении форм деятельности.

2. Субъект-субъектность, или принцип общения. Это можно объяснить тем, что лишь благодаря совместной деятельности с подростком можно оказать на него положительное влияние. Происходит это благодаря тому, что тот, кто принимает помощь - чувствует поддержку, а результаты и причины всех его проблем становятся ясны. Контакт создает такое пространство, в котором идет взаимодействие двух равноправных сторон: тот, кто нуждается в помощи и тот, кто оказывает ее. При этом вполне естественно иметь доверительные отношения, приходить к согласию, к обоюдной уважительности.

3. Принцип позитивного развития в деятельности нуждающегося в психологической помощи. Суть этого принципа состоит в том, что цель помощи психолога - изменить что-то в человеке, который обратился за консультацией. В другой ситуации она была бы и не нужна. Человек, который принял решение обратиться к специалисту, не в состоянии сам найти выход из сложившейся ситуации. Очень часто люди надеются, что проблема решится сама по себе.

4. Принцип адаптации и выносливости. Этот принцип помогает психологу сформировать у обратившегося к нему человека устойчивость к негативным воздействиям окружающей среды, адекватно реагировать на неприятности, грубых людей, конфликты и агрессию. Принцип адаптации акцентирует внимание оказывающего помощь на спокойном вхождении в новую среду, учит не делать трагедию из временных неудобств и фокусировать внимание на том, что даже негативные воздействия окружающей среды нести положительный импульс, потому что расширяют знакомство человека с тем, что его окружает.

Принцип адаптации и выносливости происходит из понимания психической адаптации как самого оптимального соотношения человека и окружающей среды. Принцип адаптации учит понимать общие закономерности вполне нормального и нарушенного развития. Хорошая адаптированность говорит о том, что у принимающего психологическую помощь человека нормальная выносливость и психическое здоровье на должном уровне.

5. Принцип безопасности и надежности. Суть этого принципа в том, что специалист обязан принимать все проблемы обратившегося к нему за поддержкой, но при этом соблюдать профессиональную этику и помнить о главном правиле — «не навреди». Школьник, который приходит к психологу, должен быть уверен, что его секреты о неприятностях с одноклассниками или педагогами, так и останутся тайнами, а все сообщенное им не разгласят без его согласия и никто не причинит ему никакого вреда. В противном случае проблемы ребенка только усугубятся.

6. Принцип комплексности означает, что помощь психолога будет эффективной в том случае, если одновременно в этой деятельности примет участие не только сам специалист, но и педагоги, родители, и даже сверстники. Подросток не может находиться дома из-за того, что родители пьют. Он не ложится спать вовремя, часто опаздывает в школу или вовсе не посещаете. Отношения с ровесниками у них сложные. Психолог в тандеме с социальным педагогом и врачом-психотерапевтом планирует направления психологической помощи, привлекая инспектора по делам несовершеннолетних.

7. Принцип реабилитации предполагает, что во время оказания психологической помощи специалист концентрирует свое внимание на подростке, и признает его приоритет. Этот принцип имеет особенно важное значение в отношении тех, кто входит в группы риска.

8. Принцип мониторинга, или комплексного сопровождения, подразумевает необходимость постоянного комплексного внимания к человеку, который нуждается в психологической помощи. Комплексное сопровождение необходимо подросткам, у которых трудности в обучении, не складываются межличностные отношения и имеются проблемы со здоровьем.

9. Принцип позитивной активности подростка, который обратился за помощью. Изменения личности возможны только основе его собственной деятельности. Активность является свойством всего живого, это динамическое условие формирования, реализации и видоизменения деятельности, позволяющей добиваться эффективной помощи.

10. В процессе психологической помощи, если брать за основу принцип активности, психолог выявляет причину и следствие явления. Ему необходимо выяснить, как поступил бы подросток конкретных обстоятельствах и какое у него к ним отношение. Этот принцип помогает выявить характер активности человека, с которым работает специалист.

11. Принцип создания гуманистических и демократических отношений между специалистами, которые оказывают помощь, и теми, кто в ней нуждается. Это подразумевает наличие равноправных отношений между всеми субъектами, и это позволяет добиться к «очеловечивания» всего процесса психологической помощи.

От психологов, которые работают в школе, администрация учебного заведения и педагоги, прежде всего, ожидают помощи детям в плане преодоления трудностей. Многие школьные психологи прекрасно понимают свою основную задачу. Но кроме учебных трудностей, все учащиеся переживают и личностные проблемы, связанные и с учебным заведением, и с семьей. Помогать таким ученикам – одна из сложнейших частей профессиональной деятельности психолога.

Подростковый возраст является возрастом стремительного развития самосознания, активного поиска путей самореализации и самоутверждения. Более обобщенным характером отличаются переживания подростка от переживаний младшего школьника. Подросток, который имеет более объемный социальный опыт, в состоянии осознать свои переживания, выразить их, определить причину их возникновения. Чем старше подросток, тем глубже совершенствуется он в выявлении природы своих трудностей и понимает, что ему может помочь.

В настоящее время профессия практического психолога получила широкое распространение в связи с возросшими запросами общества и повсеместным развитием сети учебных учреждений, ориентированных на подготовку психологов-практиков. Сфера образования наиболее интенсивно обеспечивается психологами.

Заинтересованный наблюдатель не может не видеть, что колоссальные изменения в экономической, социальной и политической жизни в нашей стране порождают новые явления как в сознании, так и в поведении людей. Меняются представления о человеческих ценностях, социальных нормах, ломаются привычные стереотипы, усиливаются конфликты между поколениями.

Становится понятно, что сегодня психологическая помощь ни институционально, ни содержательно не соответствует масштабу и напряжению проблем и трудностей, которые переживают взрослые и дети.

Множество людей по всей стране в сжатые сроки овладевают профессией практического психолога, оказываясь на рабочем месте без соответствующей поддержки, пользуясь рекомендациями, не учитывающими современные реалии. Психологическая наука в данной ситуации не в силах обеспечить потребности практики, а профессиональное сообщество слишком мало консолидировано, чтобы контролировать стихийно возникающие процессы.

Одной из первоочередных задач психолога - является определение специфики и границ различных видов психологической помощи, уточнение понятий «консультирование», «психотерапия», «коррекция».

Здесь важно различать психолого-педагогическое, профессиональное, семейное и личностное консультирование. Имеет смысл выделить личностное консультирование как особую психологическую помощь, необходимую тому, для кого самореализация является серьезной проблемой, преградой для достижения поставленных целей, удовлетворения тех или иных потребностей, принятия решений.

Если человек обращается за помощью к психологу-консультанту, тот помогает ему преодолеть трудности, изменить что-то в реальности, в которой они возникают. Человек обращается к психологу, когда в той или иной мере осознает свои трудности и может описать их.

С максимальной осторожностью необходимо определить, что такое психотерапия и чем она отличается от личностного консультирования. Психотерапия - психологическое воздействие одного человека на другого для лечения организма, психики и разрешения его проблем. Суть ее в следующем: объектом детской и семейной психотерапии являются личностные проблемы детей, проблемы детско-родительских отношений, проблемы супружеских отношений, личностные проблемы родителей.

Как пример личностных противоречий детей и взрослых, выступают внутренние конфликты, которые препятствуют их нормальной жизнедеятельности (учебе, труду, игре, общению). Вызывает же внутренний конфликт несоответствие между возникновением актуальной потребности и трудностями в ее удовлетворении.

Степень личностной дезинтеграции определяет различие ядерных (центральных) и периферийных конфликтов. Все поведение человека определяется ядерным конфликтом, а периферийным - в значимых для него ситуациях. Человеком ядерные конфликты практически не осознаются, а периферийные - либо близки к осознанию, либо осознаются.

Внутриличностные конфликты детей и взрослых - и причина и следствие конфликтов между родителями и детьми, между супругами, между родителями и прародителями, между сиблингами (братьями и сестрами) и т. д. Именно эти конфликты и становятся проблемами детско-родительских, супружеских и других отношений в семье.

В качестве примера можно привести один из наиболее распространенных ядерных конфликтов человека: базальный конфликт между желанием быть любимым и страх не получить этой любви. Такой конфликт обычно закладывается в дошкольном детстве, а на его основе в младшем школьном возрасте развивается другой - желание быть компетентным и страх не добиться этого. В подростковом возрасте к ним присоединяется еще один, когда потребность в признании со стороны сверстников не реализуется. В юношеском возрасте довольно часто возникает конфликт между потребностью быть любимым и тревогой, что это недостижимо. У взрослого человека вершиной такого «конфликтного дерева» будет конфликт между желанием любить и страхом не осуществиться в любви. Здесь описана структура личности невротика.

Периферийные конфликты могут быть связаны с ядерными или возникать ситуативно. Задача психотерапевта - помочь человеку в решении его проблем. Психотерапевт - стремится вызвать такие изменения в личности клиента, которые приведут к решению его проблем.

Личностное консультирование и психотерапия тесно взаимодействуют. В психотерапии родительско-детских отношений возможны случаи, когда психолог работает с проблемами матери и трудностями сына-подростка. Старшие подростки неохотно допускают психолога в свой внутренний мир, стараются избегать глубокого контакта, но с готовностью просят помощи в налаживании отношений с родителями. Если, например, проблема матери - ее конфликтное отношение к сыну, то трудность сына в том, что мать не принимает его образ жизни (на самом деле она не принимает его личность в целом).

В процессе психотерапии личностных проблем подростка возникает необходимость в личностном консультировании. Это бывает в тех случаях, когда подростку нужно получить совет психолога, как вести себя в конкретных ситуациях общения.

Нередко в практике личностного консультирования во время обсуждения психологом трудностей клиента между ними устанавливаются хороший контакт и более доверительные отношения, помогающие клиенту обнаруживать свои подлинные проблемы. Переход личностного консультирования в психотерапевтический процесс наблюдается в практике телефонов доверия, семейных консультаций.

Тесно связаны с личностным консультированием и другие виды консультирования. Когда родители подростков обращаются в консультацию за разъяснением, в чем состоит особенность подросткового возраста, хотят получить совет, как воспитывать подростка, какие формы поощрения и наказания можно применять, они, как правило, просят помощи в преодолении своих личностных трудностей, связанных с конфликтами в семье.

Психолого-педагогическое консультирование, как и профессиональное консультирование подростка, может стать первоначальным этапом личностного консультирования. Если у подростка, беседующего с психологом о своих учебных трудностях, возникает доверие к нему, он решается попросить у него совета, обсудить с ним трудности другого рода: в общении с одноклассниками, родителями, самим собой. В беседе с психологом о выборе профессии, анализируя свои склонности и интересы, подросток нередко расширяет рамки консультации и обращается к психологу со своими трудностями в самых разных сферах жизни.

Если подростку не с кем посоветоваться, а к школьному психологу или профконсультанту. Он чувствует доверие, его обращение за помощью в разрешении учебных трудностей или в выборе профессии будет лишь поводом для серьезного разговора. В таких случаях психологу следует понять истинный мотив обращения подростка и перестроить установку с диагностической на помогающую.

О позиции психолога, обсуждающего с подростком его личностные трудности, стоит сказать особо. Прежде всего, психолог - не родитель, не учитель. Он не воспитывает, не учит, не разъясняет нормы поведения, не осуждает и не оценивает. Адекватна задаче помощи его позиция принятия.

Только с позиции принятия психолог способен помочь подростку осмыслить то, что мешает ему самореализоваться, и одолеть препятствия в достижении цели. Психолог принимает подростка независимо от того, что бы он ни говорил, какие бы проступки ни совершал. Психологу мало преодолеть антипатию к асоциальному, необаятельному подростку или занять нейтральную позицию. Чтобы помочь подростку открыться, к нему необходимо проявить заинтересованное отношение.

Нуждающегося в помощи человека, тем более подростка, не обманешь даже талантливо сыгранным хорошим отношением. Только с позиции принятия, симпатизируя подростку, психолог может выразить свое отношение к проступку, к отрицательным действиям подростка. Тогда его слова и отношение будут иметь смысл для подростка.

Подросток никогда не доверится психологу, если увидит в его глазах любопытство, аналитический азарт. Ему захочется поделиться с психологом, в глазах которого читается: «что с тобой?», а не «какой ты?».

Специалист помогает подростку найти ответы на сложные жизненные вопросы, если будет установлена верная дистанция, нет фамильярности. Не нужно искать приятельства с подростком, но и не нужно заноситься, показывать свое превосходство. Но инициатива в общении всегда должна быть именно у психолога. Ведь специалист чувствует, как нужно говорить с робким человеком или, наоборот, весьма дерзким.

Когда психолог помогает подростку преодолевать трудности, то он оказывает ему явную поддержку. И когда подросток делится с психологом своими проблемами, он хочет получить прямой и ясный совет. Но здесь эффективней всего дать «развивающий» совет, чтобы оставался определенный диапазон возможных действий, и подросток захотел бы самостоятельно искать выход. Кроме «развивающих» советов можно познакомить подростка с «развивающей» информацией: знаниями, которые потом помогут ему действовать более адекватно.

Если в данной ситуации предполагаются совместные принятия решений, специалисту нужно делать это максимально тактично. Он не должен навязывать подростку свое мнение. Сложность состоит в том, чтобы вместе с тактичными высказываниями показать и свою твердость и данной позиции, и предоставить подростку определенную степень свободы, косвенно подсказывая ему верное решение.

Опыт психологов-практиков свидетельствует о том, что эффективная работа с детьми и подростками возможна при наличии определенных условий. Чтобы войти во внутренний мир подростка, необходимо отчетливо представлять особенности социального контекста развития этого подростка, «качество жизни» и ее реалии: состояние медицины, экологии, институтов семьи и школы, социальный, экономический, политический аспект современного ему бытия. [47, с. 90]

Ввиду огромной миграции населения в нашей стране психологу следует принимать во внимание культурную специфику развития подростка (обычаи, верования, домашний уклад, способы коммуникаций). Очень важно учитывать языковую принадлежность подростка, если он живет в инородной среде.

Для любого психолога-практика, работающего с детьми и подростками, обязательны психологическая грамотность, умение применять знания возрастных особенностей детей и подростков, их индивидуальных различий (темперамента, характера) в своей работе. И психотерапевт и психолог-консультант общаются не с представителем пола или возраста, не с носителем тех или иных черт, а с уникальным индивидом, неотторжимым от среды его обитания (школа, семья, улица) и находящимся в определенной системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Подросток в каждый момент жизни несет в себе и свое прошлое, и свое будущее. Умение видеть подростка в истории его развития, во временной перспективе - одно из важнейших профессиональных качеств психолога-практика.

К личностному консультированию в полной мере приложимы три главных принципа психологической помощи : добровольность, конфиденциальность, ответственность.

В большинстве своем, подросток приходит впервые не по своей воле: либо его направляют преподаватели (в условии происходящего в школе, либо его приводят родители, причем принцип добровольности здесь имеет место лишь при второй встрече. Чтобы подросток вторично сам обратился к психологу или согласился прийти с родителями, нужны все перечисленные выше условия. Учителя и родители ни в коем случае не должны запугивать подростка посещением психолога. Нельзя допустить, чтобы визит к психологу подросток воспринимал как наказание, ждал нотаций, поучений, боялся диагноза. При отрицательной установке подростка психологу вряд ли удастся разговорить его.

Подросток должен быть уверен, что психолог не использует против него то, что он сообщит ему на приеме, что содержание их бесед не станет известно учителям, родителям, одноклассникам. Полученной информации можно передать ровно столько, сколько это необходимо для блага подростка, обязательно получив его предварительное согласие.

Большая ответственность лежит на психологе, когда он встречается с личностными трудностями подростка. За все, что сообщает подростку психолог, за советы, рекомендации, за явно или неявно транслируемые подростку ценности и смыслы, за чувства и настроения, которые он вызывает, психолог несет ответственность: профессиональную (перед сообществом, юридическую (перед законом) и личную (перед своей совестью).

Публикации по теме:

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Фотоотчёт об участии в городской психологической акции «Мамочка, любимая моя!»Фотоотчёт об участии в городской психологической акции «Мамочка, любимая моя!» Совсем недавно прошёл осенний праздник признания в любви своим мамам, мамочкам, мамулям – День Матери. Каждый год мы отмечаем этот праздник.

Фотоотчет о проведении психологической акции «Всемирный день сна»Фотоотчет о проведении психологической акции «Всемирный день сна» Фотоотчет о проведении Психологической акции "Всемирный день сна". Наступила вена! И многие люди очень остро реагируют на смену сезонов.

Конспект психологической игры «Путешествие в страну Зазеркалье»Конспект психологической игры «Путешествие в страну Зазеркалье» Цель: развитие эмоционального интеллекта, формирование конструктивного взаимодействия, сплочение детского коллектива, снятие усталости,.

Положение о психологической службе школы Положение о психологической службе ГБОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической.

Профилактическая беседа для подростков 12–16 лет «Подросткам о законе». ФотоотчетПрофилактическая беседа для подростков 12–16 лет «Подросткам о законе». Фотоотчет Беседа «Подросткам о законе» Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, объяснить воспитанникам особенности.

Прозрачный мольберт в психологической практике педагога-психолога и арт-терапииПрозрачный мольберт в психологической практике педагога-психолога и арт-терапии В настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с проблемами эмоционально-личностного характера. Многие специалисты по.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психологической помощи подросткам
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 11:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности психологической помощи подросткам» (включая файлы) размещена пользователем Александра Орлова (УИ 692140) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД