МААМ-картинки

Особенности работы с детьми раннего возраста в свете новых Федеральных Государственных стандартов.

Дубовик Лариса Игоревна
Особенности работы с детьми раннего возраста в свете новых Федеральных Государственных стандартов.

Особенности работы с детьми раннего возраста в свете новых Федеральных Государственных стандартов

Дети, дети, дети. …Как бы ни был занят человек, если у него есть дети, значит, у него есть и заботы. Самые разные. Но прежде всего о здоровье и воспитании. И это, если вникнуть, главное, что составляет личную жизнь каждого человека, потому что именно дети, общение с ними, заботы о них, воспитание приносят нам и самые большие радости, и самые большие тревоги. Ну а когда эти заботы и тревоги касаются практически каждой семьи в обществе, тогда они становятся, хотим мы этого или не хотим, общественным явлением. Вот почему все, что связано со здоровьем и воспитанием детей, имеет огромное социальное значение.

Публикация «Особенности работы с детьми раннего возраста в свете новых Федеральных Государственных стандартов,» размещена в разделах

Общение ребенка со взрослыми начинается уже с первых дней его жизни и является не только необходимым условием физического выживания малыша, но и основным источником его психического развития. Обычно общение складывается стихийно: взрослый привлекает к себе внимание ребенка и что удивительно, почти никогда не задумывается о том, каковы внутренние мотивы, побуждающие малыша к общению, какую потребность он удовлетворяет и что дает данный тип общения ребенку для его общего развития.

Между тем вопрос этот очень важен, так как, с одной стороны, является основным источником приобретения ребенком навыков, знаний, норм поведения, а с другой – это процесс уже сам по себе является, опять-таки для ребенка, предметом усвоения. Поясним эту мысль. Во взаимоотношениях людей существует определенные формы общения друг с другом. И от того, в какой мере освоит их малыш, во многом зависит не только его умение быть среди других людей, но его общее психическое развитие. Вот почему этот вопрос представляет не только научный интерес, но и большое практическое значение.

Существуют ли возрастные нормы в развитии общения ребенка со взрослыми? Как нужно организовывать общение взрослых с детьми? Может ли взрослый целенаправленно влиять на характер общения ребенка? В решении этих вопросов раскрывается секрет успешного воспитания и обучения дошкольника.

В этом возрасте им необходимо постоянно что-то трогать, двигать, переделывать, уже необходима совместная предметная деятельность со взрослым. И вполне понятно, почему предпочтение малыши оказывают тем, кто предлагает им именно такую деятельность, дает образцы предметных действий. Однако внутри ситуативно-деловой формы общения складываются необходимые условия для возникновения первых слов у ребенка. Они-то и подготавливают переход к внеситуативным формам общения. Поскольку общение в рамках внеситуативно – познавательной формы осуществляется на фоне познавательной деятельности, поскольку ведущее место здесь занимают познавательные мотивы, то есть стремление ребенка узнать, понять, усвоить. Естественно, что источником сведений об окружающей предметной действительности, компетентным, заинтересованным собеседником для него является взрослый, общение с ним, чья поддержка, постоянная помощь развивает и обогащает мышление ребенка, становится важным условием интеллектуального развития.

Основными воспитателями для ребенка являются, конечно, родители. Именно от них малыш получает первые знания о мире, учится отношению к нему. В семье закладываются основы поведения ребенка.

Но вот малыш приходит в детский сад. Тут в его жизни появляются новые взрослые, которые берут на себя ответственность за его развитие. А так же, ему приходится длительное время взаимодействовать со сверстниками, учиться общаться с ними, заниматься чем-то вместе.

В яслях все для малыша ново и не очень понятно. Во-первых, совершенно не понятно, куда делась мама, что без нее можно делать, а что нельзя, кто пожалеет и защитит от обидчика или если ты упал? И почему надо слушать тетю, ведь ты ее совершенно не знаешь? А тут еще бедного малыша начинают усиленно воспитывать и обучать.

Для того, чтобы взрослый мог организовать правильное взаимоотношение с ребенком, он должен четко представлять особенности возраста малыша. В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми. Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.

Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.

Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т. д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.

Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.

Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.

Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.

Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.

Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.

Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.

Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.

Какими же особенностями обладает малыш 2-3 лет?

Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.

Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивается гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.

Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени.

Особенности развития детей данного возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:

Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.

Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.

Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.

Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность общения со сверстниками.

Подведя итоги выше изложенного, мы можем сказать, что это период характеризуется интенсивным психическим развитием. В этом возрасте у ребенка начинают развиваться чувства гордости и стыда. В ходе воспитания нужно учитывать особенности эмоционального реагирования каждого малыша. Не рекомендуется ругать его. Совершая тот или иной поступок, маленький ребенок действует не по злому умыслу, а в соответствии с доминирующими в этот момент мотивами. Резкое наказание может привести к невротизации личности. Однако этот совет нельзя воспринимать как поощрение вседозволенности. В процессе общения с детьми взрослый должен обращать внимание на то, какие его высказывания, эмоциональные проявления или действия вызывают негативные (и позитивные) переживания у ребенка. Нужно избегать негативных переживаний и стремиться к установлению теплых эмоциональных отношений с малышом. Следует помнить, что в этом возрасте у ребенка развивается идентификация с именем и самооценка. Вот почему особенно чутко следует подходить к оценке поведения ребенка. Он может сильно переживать, когда неправильно произносят его имя или негативно оценивают его деятельность. Основная задача взрослого заключается в том, чтобы у маленького ребенка сложилась положительная самооценка. Для этого надо поощрять его инициативу и максимально положительно подчеркивать его достижения.

Ранний возраст завершается так называемым кризисом трех лет. Суть его заключается в том, что у ребенка формируется образ «Я». Он переходит от называния себя в третьем лице к называнию в первом лице, при этом стремится утвердиться в разных сферах, в том числе и в повседневных действиях. Ребенок старается многие вещи делать самостоятельно («Я сам!», поэтому желательно найти для него посильные поручения. Хорошо, если их требуется выполнять каждый день. Со временем сам, без напоминания, будет исполнять эти поручения. При этом всякий раз необходимо подчеркивать значимость малыша («Как хорошо, что ты это делаешь», («Что бы мы без тебя делали?»). Следует поощрять самостоятельность ребенка и предоставлять ему возможность самому выполнять некоторые действия, например, застегивать пуговицы и надевать штанишки. Обычно на это уходит очень много времени, ребенок не укладывается в срок, определенный взрослым, что может приводить к конфликтам, но их следует избегать.

Публикации по теме:

До свидания, детский сад!До свидания, детский сад! Вот и наступил последний день, когда мои выпускники пришли в детский сад. Сегодня Выпускной бал, мероприятие с одной стороны весёлое, радостное,.

Спортивно-музыкальный праздник «Наши папы самые, самые!»Спортивно-музыкальный праздник «Наши папы самые, самые!» 20 февраля состоялся праздник, посвященный дню защитника Отечества: «Наши папы — самые, самые!» И мы еще раз убедились, что наши папы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности работы с детьми раннего возраста в свете новых Федеральных Государственных стандартов.
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 18:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД