Получи документы

Особенности развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста

Валентина Владимирова
Особенности развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст - это наиболее благотворный период для первоначального целенаправленного развития музыкальных способностей. Уже в этом возрасте приобретённый сравнительно устойчивый внутренний мир позволяет использовать педагогические методы, направленные не только на развитие музыкальности, но и на развитие начальных основ музыкальной культуры. Это обусловлено тем, что музыкальное воспитание делает возможным наиболее полное раскрытие всех психологических качеств личности ребёнка

Публикация «Особенности развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Психическое развитие ребенка-дошкольника отличается необычайным разнообразием динамичностью. Ключевые направления этого процесса связаны с развитием способностей ребенка, позволяющих ему самостоятельно обобщать уже имеющийся эмпирический (чувственный) опыт, анализировать новые ситуации и находить пути решения различных задач.

Важным для музыкальной педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей : является ли они врожденными или развиваются под воздействием внешних факторов – образования, среды и т. д. От ответа

на этот вопрос во многом зависит стратегия педагогических действий, связанных с музыкальным развитием ребенка.

Опираясь на исследования С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплов выявляет природную основу способностей – задатки. В психологическом контексте проблема способностей и их задатков первоначально была разработана С. Л. Рубинштейном в 30-х годах XX века. «Исходные природные различия между людьми, писал ученый, - является различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности… Значение врожденных задатков для разных способностей различно» [3, 56]. Определяя взаимосвязь задатков и способностей, Б. М. Теплов писал: «Под способностями разумеются индивидуально-психологические способности человека, а эти последние по самому существу дела не могут врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения» [2, 533].

Музыкальность свойственна всем (или почти всем) людям. В месте с тем психологи отмечают опосредованную зависимость развития музыкальных способностей от природных предпосылок.

Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н. А. Ветлугиной следующие.

1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся:

- в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;

- в различении изменений в музыке, чередовании ее выразительных средств;

- в улавливании линия развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».

2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку и, проявляющаяся:

- в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением; сюжету игры;

- в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);

- в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильной долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается:

- в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;

- в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения;

- в способности дать вербальную характеристику музыке;

- в оценке качества движений у себя и у своих сверстников.

Дети 4-5лет уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах и творчество.

Занятия являются основной формой обучения, структура остается прежней, но характер несколько не меняется. По-прежнему активно используется показ: у детей еще недостаточно развита координация движений, они не очень хорошо ориентируются в пространстве, у них маленький запас танцевальных движений. Вместе с тем детям уже предоставляется возможность самостоятельно искать выразительные средства передачи художественного образа. Также активно используются наглядные и игровые методы, которые позволяют вызвать интерес и эмоциональное отношение к деятельности, активность [1].

Дети среднего дошкольного возраста проявляют значительно больший интерес к инструментальной музыке. Они различают не только характер произведения, но и его жанр (танец, марш, песня, начинают высказывать свое отношение к нему.

Дети 4-5 лет уже могут петь выразительно, брать дыхание между фразами, произносить слова правильно и ясно; петь согласованно, начинать и заканчивать вместе, мелодию петь чисто.

В данном возрасте дети поют от «до» первой октавы до «ля» первой октавы. Обучать пению необходимо в благоприятной обстановке: педагог могут и умеют петь выразительно и красиво, постоянно работать над чистотой интонации и звукообразованием. При этом необходимо настраивать детей на нужную тональность, пропевать для образца начальные звуки песни с последующим их повтором детьми. При разучивании мелодии можно дать ее пропевание на различные слоги: ля, ма, но, что одновременно способствует развитию дикции. Для улучшения артикуляции можно использовать скороговорки, четверостишия; произнесение шепотом коротких фраз, пропевание куплетов, исполнение припева группой, а запева – сольно.

Самостоятельность при исполнении танцев, игр и упражнений у детей среднего дошкольного возраста уже может проявляться. Они начинают движения после вступления, меняют их в зависимости от формы (двух или трехчастной, динамики (громко – тихо, регистра (высокий – низкий); выполняют движения согласованно, соблюдая заданный темп; передают игровые и танцевальные художественные образы; двигаются по кругу.

Обучая музыкально-ритмическим движениям, следует осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям. Это позволяет учитывать возможности каждого ребенка и оказывать помощь слабым и застенчивым.

Детей пятого года жизни нужно учить инсценировать несложные песни, музыкальные сказки, импровизировать пляски. Для развития

Их творческого потенциала необходимы определенные условия: навыки и умения исполнять разнообразные движения, их повторения и закрепление; наличие шапочек, лент и другой яркой атрибутики, которая вызывает желание проявлять свою творческую активность в различных ситуациях.

Обучение на детских музыкальных инструментах происходит систематически на занятиях и в повседневной жизни. Методика обучения игре на любом инструменте состоит из следующих этапов: знакомство с ударными детскими музыкальными инструментами (рассказ об истории создания каждого инструмента); постановка корпуса, рук; освоение основных приемов звукоизвлечения; разучивание музыкального произведения.

Детей учат держать инструмент без напряжения, но крепко. При этом мышцы кисти руки не должны быть напряжены. При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя – в той или иной степени – участвую плечо и предплечье. Основным способом звукоизвлечения является удар, который складывается из нескольких фаз: взмах руки, ее направленное движение к инструменту, соприкосновение с источником звука и воспроизведение звука, отскок и возвратное движение руки. Детей следует приучать к постоянному слуховому контролю, это позволяет получать красивый звук. Развитие мышц кистей рук, координация движений достигаются в результате систематических занятий, а умения вырабатываются в процессе специальных упражнений. Необходимо инструментах.

Таким образом, дети 4-5 лет могут высказывать суждения о музыке, оценивать ее и качество собственного пения; у них уже есть любимые произведения; они проявляют самостоятельность при исполнении песен и танцев; узнают мелодии по вступлению и заключению; любят ритмические движения; в играх, упражнениях и танцах передают характер произведения; исполняют программные танцевальные движения и могут использовать их в свободной пляске.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду / М. Б. Зацепина. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.

2. Способин, И. В. Музыкальная форма : учебник / И. В. Способин. – М. : Музыка, 1984. – 400 с.

3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 1978.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр 1. Пояснительная записка : Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из.

Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Колесникова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ.

Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М. А. Коен ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского.

Особенности развития детей дошкольного возраста 1. Особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства.

Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом.

Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой.

Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Формирование музыкальных способностей – одна из главных целей художественно-эстетического, музыкального воспитания дошкольников. Существенным.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста по окружающему миру 3-4 года Ребенок от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста по речевому развитию 3-4 года Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста по сенсорному развитию 3 года. 1. Ребенок может осуществить выбор карточки определенного цвета или определенной формы по образцу. 2. Ребенок знает название 3-4.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 июня 2017 в 21:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД