Получи документы

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Савина Любовь
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для обучения и развития памяти. Во-первых, ребёнок сам стремится к познанию и исследованию мира, поэтому он жадно впитывает в себя новые знания. Во-вторых, в дошкольном возрасте у ребёнка наиболее ярко выражено желание войти в мир взрослых, взаимодействовать с ними. Ребёнок охотно выполняет различные упражнения уже только потому, что для него это ещё одна возможность побыть рядом с взрослыми. Развитие дошкольника нельзя пускать на самотёк. Помогите ребёнку развить его способности, не жалейте времени на это. И тогда, придя в школу, ребёнку будет легко даваться учёба и приносить ему радость.

Публикация «Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Память детей 3 лет отлична от памяти детей 7 лет.

Младшие дошкольники (3-4 года) : память непроизвольна. Это значит, что ребёнок не ставит перед собой задачи что-либо запомнить и тем более не применяет для этого специальные приёмы запоминания, он просто запоминает то, что ему интересно.

Средние дошкольники (4-5 лет) : в этот период начинает формироваться произвольная память. Для того чтобы ребёнок запомнил что-то специально, прилагая усилия воли, нужно создавать игровые ситуации. На протяжении дошкольного возраста способность к запоминанию, как к произвольному, так и к непроизвольному, у ребёнка растёт.

Старшие дошкольники (5-7 лет) : память постепенно превращается в особую деятельность, цель которой – запомнить конкретный материал. С помощью взрослых ребёнок активно начинает использовать простейшие приёмы запоминания.

Основные особенности развития памяти в дошкольном возрасте

Память дошкольника имеет ряд особенностей :

• непроизвольная память преобладает над произвольной;

память ребёнка приобретает интеллектуальный характер, всё более объединяясь с мышлением и речью;

• закладываются предпосылки того, что запоминание превратится в особую умственную деятельность;

• ребёнок начинает овладевать логическими приёмами запоминания;

• благодаря развитию словесно-смысловой памяти расширяется познавательная деятельность ребёнка;

развитие произвольной памяти помогает регулировать этот процесс: ребёнок учится запоминать не только то, что ему интересно, но и то, что ему может понадобиться в дальнейшем, например, для обучения в школе;

• в дошкольном возрасте развитие памяти включается в развитие личности : от того, что ребёнок вынесет из этого периода, во многом зависит формирование его характера, жизненных ценностей и убеждений.

Рекомендации для родителей для развития памяти детей

Общаясь с ребёнком, никогда не жалейте для него времени. Даже если времени у вас совсем мало, те полчаса - час, которые вы отводите для ребёнка, постарайтесь использовать с максимальной для него пользой. В совместной игре, на прогулке, за мытьём посуды разговаривайте с ним, объясняйте, что вы делаете, комментируя ваши действия. Потихоньку привлекайте ребёнка к трудовой деятельности, давая ему посильную работу.

Чтение книг, пересказ сказок,заучивание стихотворений способствуют развитию не только словесной, но и образной, а также эмоциональной памяти. Дошкольник хорошо запоминает сказки лучше, если он увидел театральную сценку с этим сюжетом.

Развитию двигательной памяти способствуют подвижные игры. Кроме того, в подвижной игре ребёнок учится соблюдению правил, следит за их выполнением другими сверстниками.

Занимаясь с ребёнком, всегда будьте готовы ему помочь. Если вы задаёте ему вопрос, а он не может на него ответить, отвечайте сами.

Развивая память ребёнка, старайтесь привлекать все органы чувств – не только зрение и слух, но и осязание, обоняние, вкус. По этому поводу ещё известный педагог К. Д. Ушинский писал: «При таком содействии всех органов в акте усвоения вы победите самую ленивую память».

Несколько упражнений для развития памяти у ребёнка от 3 до 5 лет

"Рисуем по крупе"

Возьмите крышку от коробки или поднос. На дно можно приклеить яркую цветную бумагу, чтобы был заметен контраст. Сверху насыпьте любой крупы. Пальцем нарисуйте на крупе 3 простых рисунка, например, цветочек, рожицу и квадрат. Попросите ребёнка внимательно рассмотреть ваши творения. Всё ли он узнал? Если нет – поясните. Затем встряхните поднос так, чтобы картинки стёрлись. Попросите ребёнка вспомнить, что там было нарисовано.

Упражнение можно усложнить. Нарисовать больше рисунков и попросить ребёнка нарисовать то же самое.

"Найди исчезнувшую игрушку"

Возьмите 5-6 игрушек (для начала можно меньше, поставьте их в ряд. Предложите ребёнку несколько минут внимательно посмотреть на них, а потом отвернуться. В этот момент уберите одну из игрушек. Затем предложите ребёнку посмотреть на те игрушки, что остались, и догадаться, какая из них пропала.

"Узнай меня"

Данное упражнение развивает слуховую память. Его можно проводить в кругу семьи, но необходимо, чтобы участвовало не меньше 5 человек и все они были знакомы ребёнку. Все участники сидят на ковре, ребёнок поворачивается спиной к сидящим. Члены семьи по очереди подходят, ласково поглаживают его по спине и говорят: «Это я. Узнай меня». Ребёнок должен отгадать, кто до него дотронулся.

Это упражнение можно проводить и в кругу детей. Если дети мало знакомы, данное задание будет способствовать тому, что ребёнок лучше запомнит имена своих новых друзей, а микроклимат в этом коллективе станет лучше. Если ребёнок не может отгадать, кто его коснулся, или не может вспомнить имя, взрослый ему помогает.

"Закончи слово"

Ваш ребёнок уже знает много слов. Предложите ему поиграть в увлекательную игру. Например, вы будете называть слова, которые относятся к категории «Фрукты», но будете произносить только начала слов. Ребёнок должен вспомнить, что это за слова и закончить их. Вот примеры таких слов: сли__, абри__, ябло. Затем предложить ребёнку закончить слова, которые относятся к категории «Животные». Итак кош__, ли__, зеб__, мед. Также можно выбирать другие категории предметов, например, «Овощи», «Цветы», «Одежда» и др. чтобы ребёнку было интересней, вы можете меняться местами – теперь продолжать слова будете вы. В свою очередь ребёнку, придётся быть очень внимательным, чтобы вовремя остановиться и не произнести слово до конца.

"Что какого цвета?"

В 3-4 года ребёнок знает только основные цвета, но к 4-5 годам он уже осваивает оттенки, знает слова «тёмно-…», «светло-…».попросите ребёнка вспомнить, какого цвета обычные предметы, не глядя на них. Например: «Какого цвета яблоки? А какого они ещё бывают цвета?»

Другие возможные вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета листья на деревьях? А всегда ли они такого цвета?». Ребёнок может отвечать просто, например, яблоки бывают зелёные. В таком случае дополните его ответ: «А ещё бывают жёлтые, красные. Бывают жёлтые с розовым бочком». Когда ребёнок научится с лёгкостью отвечать, что какого цвета среди обычных вещей, усложните задачу. Спросите: «А в брючках какого цвета ты вчера ходил на день рождения к Антону?» или «Какого цвета был мячик, которым ты играл в детском саду?», «Какого цвета у нашей бабушки?»

"Комната"

Покажите ребёнку картинку с изображением жилой комнаты. Пусть он внимательно посмотрит и постарается запомнить все предметы, какие есть в комнате, и то, как они выглядят. Закройте картинку и задайте ребёнку вопросы, например:

Сколько в комнате стульев?

Какой формы стол?

Есть ли на диване подушки?

Сколько картин висит в комнате?

Есть ли в комнате бытовая техника? Какая?

Какие предметы в комнате круглые, а какие прямоугольные? и т. д.

Несколько упражнений для развития памяти у ребёнка от 5 до 7 лет

"Спрятанное слово"

В 5-7 лет словарный запас ребёнка составляет примерно 16 тысяч слов. Суть игры состоит в следующем: в самых обычных словах, которые мы используем в своей речи, ребёнок должен отыскать скрытые слова, на которые мы обычно не обращаем внимания. Например: колобок – бок, дымоход – дым, корабль – кора, лестница – лес. Сначала ребё нку понадобится ваша помощь: проговаривайте все сложные слова, которые приходят вам на ум. Возможно, через несколько таких занятий эта игра станет любимой у вашего ребёнка.

"Вспомни по рифме"

Ко многим словам можно подобрать рифму, например:

Часы – весы

Шишка – мышка

Ракета – планета

Кошка – ложка

Нога – рога

Матрёшка – картошка

Теперь зачитайте ребёнку список слов, которые выступали в качестве рифмы: ложка, картошка, мышка, весы, планета, рога. Попросите ребёнка вспомнить слова – рифмы к ним.

"Поймай рыбу"

Данное упражнение развивает способность к переключению внимания. Взрослый зачитывает список слов, а когда ребёнок услышит название рыбы, он должен хлопнуть в ладоши. Например:

1) сундук, поле, лещ, мука, ёлка, скумбрия, рубашка, телефон, окунь, бочка, медведь, сёмга, вода, сапожник, мойва, лак, корона, хек;

2) заколка, фломастер, судак, карусель, компьютер, тарань, мяч, конфета, чехонь, стол, валенки, пескарь, бублик, йод, камбала, мухомор, лиса, щука.

"Сам нарисуй и сам вспомни"

Вспомнить информацию, ориентируясь на картинку, гораздо легче. Предложите ребёнку «законспектировать» то, что вы скажете. То есть вы зачитываете фразу, ребёнок рисует то, что в дальнейшем ему помогло бы вспомнить эту фразу. Что он будет рисовать, ребёнок выбирает сам. Вы не должны ему подсказывать. Иначе фразу вспомните вы, но не ребёнок. Однако рисунки ребё нка не должны быть слишком подробные: он должен рисовать их довольно быстро. Вы зачитываете фразу – он рисует. Вы читаете новую фразу – он делает ещё один рисунок, и т. д. Объясните, что в данном случае не нужно показывать все свои способности к рисованию. Нужно нарисовать лишь то, что могло бы помочь ему вспомнить фразы в той последовательности, в которой вы их зачитываете.

Предлагаемые фразы:

пора обедать

девочка моет руки

собака замёрзла

мама шьёт юбку

ребёнок катается на качелях

папа говорит по телефону

кошка лакает молоко.

"Планеты"

К 6-7 годам ребёнок должен иметь представление о мире и Вселенной. Расскажите ему о нашей планете, о её спутнике – Луне, о том, что Солнце – это звезда, вокруг которой вращаются все планеты нашей системы. Запомнить названия планет в нужной последовательности легче, например, в такой считалке:

Солнце встало, улыбнулось

Сразу утром, как проснулось:

Чтоб свои владенья знать

Надо всех пересчитать!

Здесь Меркурий и Венера.

Там Земля, как королева.

Марс с Юпитером на месте?

И Сатурн с Ураном вместе?

Там Нептун, за ним Плутон.

Остальные вышли вон.

Успехов Вам и Вашим детям!

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2023 в 14:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Савина Любовь (УИ 2227544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД