МААМ-картинки

Особенности развития творческих способностей у дошкольников средствами рисования

Ольга Сигаева
Особенности развития творческих способностей у дошкольников средствами рисования

Особенности развития творческих способностей у дошкольников средствами рисования

Детское творчество очень тесно связано с понятием «прекрасное», поскольку творчество – это явление в жизни ребёнка, содержащее в себе элемент прекрасного. Рисование детей старшего дошкольного возраста носит осознанный и преднамеренный характер.

Публикация «Особенности развития творческих способностей у дошкольников средствами рисования» размещена в разделах

А. В. Бакушинский – первый советский теоретиков художественного детского творчества. Рассматривал детский рисунок с точки зрения его художественных особенностей, которые достигаются ребёнком при использовании выразительных средств рисования, отмечал двигательный ритм как организующее начало в рисунке, которое помогает ребёнку постепенно осваивать пространство листа ритмичными мазками – штрихами.

Ученый выделял цвет в рисунке как одно из наиболее ярких художественно-выразительных средств, обращал внимание на его орнаментальное значение при создании композиции узора, за основу он брал двигательный и зрительный опыт ребёнка, зависимость развития детского творчества от развития движений и двигательных ощущений в познании и отражении мира.

Старший дошкольный возраст является особым периодом в развитии детского изобразительного творчества. В первую очередь это связано с особенностями протекания отдельных психических процессов, благодаря которым меняется внутренняя позиция ребёнка, его отношение к окружающему. Рисование, как отмечает Т. Н. Доронова, подобно игре, является одним из любимых детских занятий. Подчеркивает, что рисование – это важнейшая сфера детской деятельности и с точки зрения общего психического развития ребёнка, и с точки зрения формирования специальных умений и навыков, необходимых для его успешного обучения в школе

Обучение средствам художественной выразительности при создании образа в рисунке, лепке, Е. А. Флёрина рассматривает как основу развития творчества. Понимая детское творчество как познание жизни, исследователь делает попытку найти причины своеобразного изображения детьми явлений окружающей действительности, и намечает два пути: через ознакомление детей с материалом и через создание ими образа в рисунке. Е. А. Флёрина делает вывод о том, что интерес к материалу, процессу нанесения штрихов в рисовании продолжается у детей до 3 – 4 лет, затем возникает интерес к изображению.

Важное значение в развитии творческих способностей у дошкольников в процессе организации художественной деятельности по рисованию имеет знание воспитателями содержательных аспектов программ, определяющих учебно-воспитательную работу дошкольных образовательных учреждений. Для нас было важно проанализировать содержательные аспекты программ по интересующей нас проблеме.

Целью программы «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой является – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности, в том числе и художественно-эстетической. По данному разделу в программе выделено предметное и сюжетное рисование, декоративное рисование. Также отдельно выделен аспект, в котором отмечено, что дети должны уметь к концу года.

В программе «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко выделен блок «Изобразительное искусство», в котором отмечаются методические рекомендации по работе с детьми, также приведена таблица, в которой выделены задачи обучения и развития детей и способы их решения.

Авторы программы «Семицветик» в своей программе описывают детское изобразительное творчество. Выделен блок «Искусство», где перечислены задачи развития творчества и пути реализации поставленных задач.

В программе «Детство» под редакцией В. И. Логиновой особое место отведено изобразительному искусству и художественной деятельности детей. Выделены 2 блока: «Изобразительное искусство» и «Художественная деятельность детей», в которых описаны представления, навыки, умения. Также в программе представлены уровни освоения программы по данной тематике.

Авторы программы «Истоки» отдельно выделяют раздел «изобразительное искусство», в котором раскрывают характеристику возрастных возможностей детей, задачи и показатели развития творческих умений и навыков.

В программе «Одарённый ребёнок» отражены задачи развития творчества у детей и методика работы с детьми по изобразительному искусству.

Значительное место изобразительному искусству отведено в программе «Детство». В ней подробно раскрыта методика работы с детьми, приведены примеры конспектов занятий.

В программе Т. С. Комаровой по изобразительной деятельности в детском саду значительное место уделяется рисованию, а именно предметному рисованию, рисованию с натуры, сюжетному рисованию, декоративному рисованию. Приведены примеры занятий. Также в программе приведена диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества.

В программе «Цветные ладошки» И. Я. Лыковой описаны задачи художественно-творческого развития детей, методика работы с детьми, приведены примерные конспекты занятий.

В связи с утверждением и введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменяется структура программы дошкольного образования. Для нашего исследования представляет интерес требования к разделу образовательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где делается акцент именно на содержании образовательной области «Художественное творчество», которая должна быть направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному.

Мы согласны с мнением В. Т. Кудрявцева о том, что в основе творчества лежит развивающее образование. Ученый отмечает, что развивающее образование – это не просто педагогическая система, а особый образ жизни, это – форма обобщения нормативного знания, которая способствует его гибкому применению в уникальных и неповторимых ситуациях, делает его знание открытым к развитию. Рассмотрим концептуальные положения, которыми руководствуется учё ный:

1. Критерием «творческости» целостного образа служит наличие осмысленной связи его элементов. Сам же смысл этой связи должен являться для ребёнка предметом творческого поиска.

2. Построенное в плане воображения «целое» не должно «подавлять», «засвечивать» собственные части.

3. Эстетические критерии оценки продуктов изобразительной деятельности ребёнка совпадают с операциональными.

4. Приобщая дошкольников к миру изобразительного искусства, необходимо не просто акцентировать их внимание на каких-либо произвольно выделенных особенностях художественных произведений. Педагогу важно систематически ориентировать детей на целостнообразующие характеристики созерцаемых продуктов, где может быть создано поле для своеобразного экспериментирования. В. Т. Кудрявцев пишет, что приоритет развития воображения в дошкольном образовании обусловлен также возрастной спецификой, так как воображение позволяет ребёнку творчески преобразовывать внешний, окружающий и свой собственный мир.

По утверждению Е. А. Дубровской, С. А. Козловой, взаимосвязь обучения и творчества дают ребёнку возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, развивать творческий потенциал. Авторы выделяют условия развития художественного творчества : опыт художественных впечатлений образов искусства; знания, умения в области разных видов художественной деятельности; система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусств; создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение; материально обогащённая среда для занятий художественной деятельностью.

Для нашего исследования важно рассмотреть особенности развития творческих способностей детей средствами рисования. Представляет интерес позиция Н. П. Сакулиной. Автор отмечает, что рисование детей в старшем дошкольном возрасте уже имеет осознанный и преднамеренный характер, они понимают, что в рисунках можно изобразить различные предметы и явления. Учёный отмечает, что изображения детей будут красивыми, интересными, если они хорошо отражают в рисунке форму предметов и их части, если они разнообразны по величине, цвету, расположению на листе на бумаги. Акцентирует внимание на том, что детей необходимо учить при обследовании предметов перед изображением, сравнивать их между собой по свойствам, а также сопоставлять части одного и того же предмета. Подчеркивает, что сравнение одного предмета с другим даётся детям легче, чем сравнение частей одного и того же предмета, рекомендует педагогам предлагать детям рисование нескольких однородных предметов разной высоты или ширины, длины. Представляет интерес методика обучения детей рисованию персонажей Н. П. Сакулина. По мнению автора, дети стремятся сразу же нарисовать у своих персонажей глаза и рот, при этом важно, считает автор, показать их на кукле (а также на себе и на самих детях) и пояснить, как правильно размещать части лица, пояснив, что глаза располагаются на середине лица и изображаются горизонтальными черточками с точками под ними или маленькими овалами с точками посередине, а под ними на небольшом расстоянии рисуется нос (маленькая горизонтальная черточка) и рот (черточка немного подлиннее, при этом всю верхнюю часть лица занимает лоб, а волосы рисуются надо лбом или частично его закрывают.

Учёный рекомендует воспитателю развивать наблюдательность и любознательность детей и наталкивать их на самостоятельные поиски способов изображения тех предметов, которые они раньше не рисовали. Делает акцент на том, что помощь воспитателя детям в этих самостоятельных поисках заключается, прежде всего, в наводящих вопросах, в предложении сравнить одни предметы с другими.

Н. П. Сакулина отмечает, что в старшем дошкольном возрасте дети уже знают довольно большое количество цветов и охотно и разнообразно используют их в рисовании, при этом советует детям показывать, как получить светлые тона самим, добавляя краску какого-либо яркого цвета белую (при рисовании гуашью) или разбавляя её водой (при рисовании акварелью).

По словам автора, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем того, необходимо направлять внимание ребёнка на цветовое решение изображения, побуждать его задумываться над тем, какого цвета краску лучше подобрать в конкретном случае. Тем самым подчеркивая, что помощь воспитателя в выборе цвета, фона, композиции не должна быть навязчивой. Н. П. Сакулина советует обращаться к ребёнку с вопросом, побуждающим его внимательно присматриваться к тому, что у него получается, самому решать как будет лучше, т. к. : «постоянное направление детей на поиски лучшего варианта решения изобразительной задачи будет способствовать воспитанию их творческой активности и самостоятельности».

Очень большое значение, по мнению Н. П. Сакулиной, для детей в старшем дошкольном возрасте занимает обсуждение с детьми их работ в конце занятия. Автор рекомендует анализ детских работ предусматривать ещё при планировании занятий, а не вспоминать о нём тогда, когда занятие заканчивается; подчёркивает, что бесполезно задавать детям трафаретные вопросы: «Что здесь нарисовано? Что тебе больше всего нравится?» Она советует воспитателю иметь определённую цель анализа и, руководя высказываниями детей, стараться её достигнуть. Наряду с выполнением задания рекомендует воспитателю во всех случаях отмечать как большую удачу новое решение, радоваться этому вместе с детьми, при этом по её мнению особенно важно отметить выразительность образа в рисунке. Н. П. Сакулина отмечает, что если уделять этому серьёзное внимание, дети сами начнут замечать выразительные элементы.

Если перед детьми ставится творческая задача, воспитателю необходимо не напоминать и не показывать приёмы изображения, а только в случае необходимости помочь отдельным детям в процессе занятия. Автор считает, что не реже чем раз в месяц надо проводить занятия по замыслу детей, при этом о таком занятии дети должны знать заранее, чтобы решить, какой предмет, сюжет они будут рисовать. Самостоятельность и творчество, по утверждению Н. П. Сакулиной, надо постепенно воспитывать, ведя с детьми наблюдения, читая им книги, рассматривая картинки, разговаривая о личных впечатлениях.

Учёный подчёркивает, что полезно предлагать детям бумагу различного размера и формы, давать белую гуашь для получения оттенков цветов, а при обсуждении рисунков в конце занятия надо отмечать всякую, даже небольшую, удачу, всякое проявление инициативы, выразительность созданных изображений.

По мнению Г. Г. Григорьевой, развитие творческих способностей у детей 5-6 лет связано, прежде всего, с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений. В связи с чем, выделяет следующие задачи: создание у дошкольников вариативных образов, с сохранением характерных особенностей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете; обучение детей передаче индивидуальных особенностей предметов; формирование обобщённых представлений.

Г. Г. Григорьева подчёркивает, что для уточнения представлений детей о частях лица и их изображении полезно рассматривать иллюстрации в книгах и обращать внимание на то, как по-разному рисуют художники глаза, волосы, но расположение их всегда одинаково. Предлагает в обучении детей предметному рисованию использовать метод неоднократного наблюдения предметов, отмечает, что наблюдение за предметами в естественной обстановке позволяет сформировать у ребят «живые» представления. Именно наблюдением и формирующимися представлениями, по мнению Г. Г. Григорьевой, обусловлена выразительность образов, нередко случайная, интуитивная, при этом «живая натура в её естественном проявлении – залог создания детьми выразительного образа». Другим важнейшим методом, по утверждению автора, является обследование, так как он служит основой осмысленного восприятия детьми показанного педагогом способа изображения. У детей формируется «изобразительное представление» (наглядный образ, представление будущего рисунка и способов его выполнения). К семи годам дети постепенно осваивают правило: чтобы хорошо нарисовать, надо хорошо рассмотреть.

Автор акцентирует внимание на том, что в руководстве предметным рисованием следует, как можно шире применять игровые приёмы обучения. Музыка, художественное слово, элементы сказок, потешки, загадки позволяют интересно предложить тему, вызвать у ребёнка соответствующие чувства, «разбудить» воображение, обострить восприятие, повысить его интерес к процессу и результату деятельности.

При построении сюжетного образа, по мнению Г. Г. Григорьевой, дошкольнику доступны некоторые приё мы изображения главного: тех предметов и персонажей, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе, при этом без передачи главного трудно понять содержание рисунка. «Выделить главное – это значит хорошо осмыслить тему, её содержание; выделение главного дисциплинирует воображение, направляет основную мысль ребёнка в определённое русло, не даёт отвлекаться. Выделение главного способствует выделению большей целенаправленности в выполнении рисунка».

Для нашего исследования важно мнение Т. С. Комаровой о том, что для создания сюжетных рисунков детьми необходимо уточнять их представления о том, что предметы находятся в известных пространственных отношениях друг с другом: близко или далеко, выше или ниже, одни под другими или над другими, в ряд. Т. С. Комарова подчеркивает, что дети усваивают обозначения этих пространственных отношений, передают и определяют в рисунках.

Т. С. Комарова отмечает, что на некоторых занятиях воспитателю необходимо ставить перед детьми специальную цветовую задачу, то или иное условие, которое они должны выполнить. При этом воспитателю важно обращать внимание детей на то, что красивы не только разноцветные рисунки, но и одноцветные, когда это сделано специально, для того чтобы передать определённое содержание или красиво и тогда, когда на светлом фоне нарисовано тё мной краской и наоборот: так рисунок выглядит отчётливее, его хорошо видно. По мнению Т. С. Комаровой, воспитатель должен учить детей давать правильную оценку как своим рисункам, так и работам сверстников.

По Т. С. Комаровой рисование с натуры имеет большое значение для развития восприятия и уточнения представлений у детей. Автор рекомендует предлагать детям фрукты, овощи, предметы домашней утвари, игрушки, цветы и т. д.

Н. А. Ветлугина отмечала, что развитие детского изобразительного творчества старших дошкольников невозможно без применения на занятиях различных средств рисования. Это и материалы, используемые в рисовании, (карандаши, краски, пастель, сангина, бумага различной фактуры и др.) и способы их приготовления к работе, и способы создания изображения, и выразительные средства передачи образа, к ним относятся: штрих, точка, линия, тон, цвет, композиция, и применение музыкальных, поэтических произведений, репродукции картин.

По Н. А. Ветлугиной мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно научить, как перенести па бумагу то, что возникло у него в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка могут превратиться в бессмысленную «мазню», которая вызовет у ребенка разочарование и может даже оттолкнуть от занятия рисованием.

Т. Г. Казакова отмечает, что воспитатель должен заранее подбирать репродукции картин. Картины рекомендует располагать на мольберте, чтобы можно было воспринимать изображение на расстоянии, при этом отдельные фрагменты дети могут рассмотреть, подойдя к мольберту. В процессе беседы, по мнению автора, педагогу необходимо продумывать вопросы, которые будут направлять последующую деятельность детей, а во время беседы воспитателю необходимо обращаться к художественному слову, к произведениям русских поэтов. Автор рекомендует педагогам предложить детям вспомнить знакомые стихи. Всё это создаёт у ребёнка эмоциональное настроение, вызывает стремление самому участвовать в творческой деятельности.

В сюжетном рисовании, по утверждению Т. Г. Казаковой, особое место занимают творческие задания, на которых дети учатся художественно-образному отражению окружающей действительности. Основная задача сюжетного рисования – «подвести детей к композиционному расположению предметов, фигур в соответствии с замыслом, выделяя «смысловой узел». Педагогу, по словам учёного, необходимо предоставить детям возможность самостоятельного выбора содержания того, что они хотят нарисовать, при этом можно пояснить, что расположение изображения в рисунке бывает различным (по всему листу бумаги, по диагонали, на полосе и т. д.) .

И. Картавцева предлагает следующие нетрадиционные приёмы изображения предметов в рисовании, такие как: «точечный рисунок», «поролоновый рисунок», «загадочный рисунок», «волшебный рисунок», «Живопись по сырой бумаге», «рисование с помощью открыток», «пальцевая живопись», «коллаж», «монотопия», «кляксография».

Для нашего исследования важно было более подробно остановиться на приемах рисования, предложенных И. Картавцевой.

Для реализации приёма «монотопия» необходимо нанести изображение на целлофан или стекло, которое можно перенести потом на бумагу. И. Картавцева предлагает начинать на гладком целлофане рисовать краской с помощью кисточки или спичкой с ваткой или пальцем, при этом краска должна быть густой и яркой, и сразу же, пока не высохла краска, перевернуть целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу, как бы промокая рисунок, а затем поднять его. В итоге получится два рисунка. Иногда изображение остаётся на целлофане, иногда на бумаге. Другой способ, который предлагает учёный – альбомный лист бумаги разделить пополам, верхнюю часть затонировать нежным, светло-жёлтым цветом (небо, а нижнюю – светло-голубым (вода). Просушив лист, нужно нанести карандашом рисунок дерева, а затем покрыть гуашью плотным слоем, не давая высохнуть, ствол и листья дерева. По линии сгиба сложить лист и прогладить его, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа. Осторожно развернуть лист и получиться зеркальное отражение дерева в пруду.

Сам процесс печати доставляет детям большое удовольствие. Им очень хочется увидеть, что получится в результате, и сравнить свой оттиск с работами других детей.

Приём «кляксография» заключается в том, чтобы научить детей делать «кляксы». Для этого необходимо набрать тушь в пипетку, поставить из пипетки на бумаге кляксу, взять палочку или старый фломастер и провести из кляксы волнистые дорожки в разные стороны. Также можно набирать краску на щётку, разбрызгивать ею маленькими капельками, потом в нескольких местах поставить крупные и средние.

С. Погодина предлагает следующие нетрадиционные техники рисования : «цветная фантазия», «волшебная плёнка», «рисование с помощью соли», «рисование манкой», «рисование бумажными салфетками».

Для реализации приёма «цветная фантазия» советует взять лист бумаги, обильно смочить его водой, затем покрыть акварельными красками. Рекомендует на влажный фон хаотично или целенаправленно рассыпать красители, при этом красители моментально растворяются, образуя красивые цветовые пятна, а если растекаются плохо, их можно слегка смочить водой с помощью кисточки. При попадании воды на цветовые пятна, образованные красителями, на бумаге получаются выбеленные участки с симметрично расходящимися лучиками. Эффект этот позволяет регулировать процесс создания образа. Его можно дорисовать красителями, разгоняя скопления песчинок кисточкой, затем прибегнуть к акварельным краскам для того, чтобы придать рисунку выразительность.

Большой интерес для детей представляет приём «рисование бумажными салфетками». Для начала нужно выполнить фон, для которого цветовые отношения выбираются в соответствии с предлагаемой тематикой; фон покрывают в технике по сырому. По утверждению С. Погодиной необходимо нанести крупные цветные пятна на этот фон в тех местах, где будут рисовать объекты. Затем слегка смятыми бумажными салфетками промокнуть цветные пятна. Автор отмечает, что смятые салфетки имеют складки, поэтому след, оставляемый ими, получается неоднородный, текстурный, что позволяет изобразить разную фактуру.

Таким образом, мы видим, что овладение нетрадиционными техниками рисования должно быть целенаправленным, т. е. дети должны иметь чёткие представления о выразительных возможностях той или иной техники. Поэтому обучение не стоит превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.

Развитие творческих способностей детей происходит не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Важную роль в этом играет самостоятельная изобразительная деятельность, возникающая по инициативе

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников». «Страна, в которой учили так.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей «Волшебные краски». Автор проекта: Хоптар Вита Михайловна. г. Нижний Новгород 2016г. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках.

«Волшебные ладошки» — Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Автор — Огаркова Н. А. Воспитатель.

«Мы — юные артисты». Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства«Мы — юные артисты». Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства Целый год я работала над программой «Мы юные артисты». Были соблюдены все разделы, использовала разнообразные приемы и методы. Новизна.

Нетрадиционные методы рисования, как средства развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста .

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования» «Истоки способностей и дарования.

Проект «Цветные ладошки». Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей 3–7 лет Работу выполнил: Безуспарец Т. В. воспитатель I квалификационной категории Содержание: Актуальность Паспорт проекта Календарный.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Введение «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые.

Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начинаться.

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается необходимость развития творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития творческих способностей у дошкольников средствами рисования
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 17:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД