Лучший педагог года

Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста

Оксана Махота
Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста

Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

Существует шесть основных этапов развития психики :

Публикация «Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

с рождения до 1 года - младенческий возраст;

с 1 года до 3 лет - ранний возраст;

3 до 6 лет - дошкольный возраст;

с 6 ДО 10 лет - младший школьный возраст;

с 10 ДО 15 лет - подростковый возраст;

с 15 до 18 лет - юношеский возраст.

На каждом этапе формируются определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап.

Изменение психических особенностей ребенка происходят под влиянием той деятельности, которую осваивает он на данном этапе.

Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте или ролевые игры в дошкольном, учеба в младшем школьном возрасте, общение со сверстниками в подростковом, профессиональное обучение или подготовка к нему в юношеском.

Игры с предметами, учеба влияют на формирование познавательных процессов: внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения.

Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития : для младенческого возраста - ощущения, для раннего возраста - речь, для дошкольного - восприятие, для младшего школьника - мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Восприятие (перцепция) - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органы чувств.

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других похожих или не похожих на него. Классификация видов восприятия :

Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;

Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;

Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;

Обонятельное восприятие – распознавание запахов;

Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Любая информация поступает к нам через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, поверхность тела. Каждый орган чувств получает свой специфический для него вид информации. А в реальном мире каждый предмет может обладать разными видами информации.

Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются. Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом. Тактильное восприятие информации на всех этапах развития ребенка настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением.

Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми его свойствами. Даже когда предмет убирают от нас, мы по одному только запаху можем представить его вновь. При первой встрече с предметом формируется его образ, который мы можем мысленно воссоздать. Он будет не очень точным, а схематичным или выделится какое-то одно свойство - тогда образ предмета будут называться представлением. По мере накопления знаний о предмете, представление будет уточняться, как бы восстанавливаться и приближаться по точности к самому предмету. Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры и  социальные роли людей. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности.

Свойства восприятия :

1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни.

2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.

4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств, предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

5. Апперцепция - это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов.

Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета (цвет, форма, величина и т. п.) не отделяются у ребенка от предмета. Он воспринимает их слитно с предметом. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только самые яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: солнце жёлтое, клубника красная и сладкая. Действуя с предметами, ребенок начинает отличать их отдельные свойства, разнообразие свойств предмета. Именно это развивает способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 год)

Характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости;

Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер;

Дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый);

Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т. п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

Особенности восприятия среднем дошкольном возрасте (4-5 лет)

Осваивают приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и другие.

Различают 7 и более цветов радуги;

Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках; формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике);

Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);

Начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) ребёнок учится различать разновидности свойств, обнаруживать их сочетания в целостных предметах, учится словесному  описанию, использованию свойства предметов в разных видах деятельности. В этом возрасте знание о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью. Ребёнок осваивает приёмы восприятия более сложных явлений. У детей 5 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте также чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.  В этот период существенно усовершенствуется кинестетическая тактильная чувствительность. Показателем их развития может служить различия тяжести предметов. В возрасте 5 – 6 лет эта способность возрастает в 2 раза. Огромное значение в развитии кинестетических ощущений имеют подвижные игры, гимнастика, упражнения (катание на велосипеде, коньках, лыжах, занятия теннисом). Есть свои особенности в слуховой чувствительности. Острота тонального слуха ниже по сравнению с взрослыми людьми. При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно их динамическую сторону: ритм и темп. Развивается обонятельная чувствительность. Дети старшего дошкольного возраста уже делают значительно меньше ошибок в различении запахов, по сравнению с младшими дошкольниками.

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

Осознание комбинации пространства и времени;

Способны запомнить временные промежутки: вчера, сегодня, завтра, минута, час;

Слабо дифференцируются временные показатели последовательности событий – вчера, завтра, послезавтра;

Доминируют зрительные ощущения;

Активно развивается слуховое восприятие;

Способны хорошо ориентироваться в пространстве;

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных, занятий, музыки, прогулок. Все эти виды активной деятельности ребенка пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания. В игре ребенок активно познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры, социальные роли людей. А дидактические игры, моделирующие свойства предметов и явлений, их связи и отношения, направлены прежде всего на развитие восприятия и мышления.

Таким образом, развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность к обучению в дальнейшем.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Упражнения по тембровости восприятия «Тихие.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июля 2022 в 19:23
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД