Ольга Хлопянникова
Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди них Дружинина Лилия Александровна, Плаксина Любовь Ивановна, Григорьева Лидия Петровна и другие. В этих методиках предлагаются различные подходы к развитию зрительного восприятия, например, через рисование и математику. На основе методик данных авторов я разработала дидактические игры, адаптировав их для использования на прозрачном мольберте.
Публикация «Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Прозрачный мольберт – это небьющееся стекло размером 50x60 см, которое заключено в металлическую подставку. Данное пособие может быть использовано в работе с различными категориями детей, в том числе с детьми, имеющими нарушение зрения.
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения проходит по четырё м направлениям: развитие восприятия цвета, формы, величины и изображений.
Основные задачи коррекционной работы по развитию зрительного восприятия цвета : различение и называние всех цветов спектра и их оттенков, а также коричневого, серого, чёрного и белого цветов; называние цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире; соотнесение предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями.
Игра «ПРИВЯЖИ ЛЕНТОЧКУ К ШАРИКУ
, цель которой развивать умение различать и называть цвета и соотносить их. Педагог гуашью разного цвета рисует воздушные шары и предлагает ребёнку нарисовать каждому шарику верёвочку соответствующего цвета.
Игра «ВЫЛОЖИ БУСЫ» может преследовать различные цели: рассматривание и называние цветов; построение цветового ряда, состоящего из четырёх основных цветов, по образцу, по памяти и по словесной инструкции. Ребёнку предлагаются различные геометрические фигуры разного цвета и размера, пульверизатор с водой. Ребёнок распыляет воду на геометрическую фигуру и прикрепляет её к поверхности стекла в соответствии с заданием.
Д/и «РАДУЖНЫЕ ГНОМИКИ». Цель: знакомить детей с последовательностью расположения цветов в спектре. С обратной стороны стекла прикреплены с помощью скотча картинки гномиков. Перед ребёнком на столе разложены шапочки для гномиков. Ребёнок при помощи воды «одевает» шапочки гномикам в соответствии с последовательностью цветов в радуге.
Задачи коррекционной работы по развитию зрительного восприятия формы : различение и называние геометрических фигур и геометрических тел; нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке; соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами.
Д/и «СОЕДИНИ ЛИНИЕЙ» ( цель: соединить линией геометрические фигуры с предметами соответствующей формы; соединить одинаковые по форме фигуры линиями). 1 вариант: на стекле с обратной стороны расположены (прикреплены с помощью скотча) картинки с изображениями предметов, ребёнку предлагаются различные геометрические фигуры, которые или уже расположены хаотично на стекле с противоположной стороны от картинок и ребёнок должен нарисовать линии, соединяющие картинку с соответствующей геометрической фигурой (линии можно проводить гуашью, фломастерами или гелевыми мелками) или ребёнок при помощи воды прикрепляет геометрические фигуры рядом с соответствующей картинкой. 2 вариант: на стекле хаотично расположены парные геометрические фигуры. Ребёнок соединяет линиями пары фигур.
Д/и «НАРИСУЙ, КАК УСЛЫШИШЬ» ( цель: нарисовать в круге четыре геометрические фигуры по словесной инструкции, затем на столе в том же порядке расположить объёмные тела). Ребёнок гуашью или гелевыми мелками рисует на стекле геометрические фигуры по словесной инструкции, затем рядом с прозрачным мольбертом на картонном круге располагает соответствующие геометрические тела в том же порядке.
Задачи коррекционной работы по развитию зрительного восприятия величины : определение и обозначение в речи величины окружающих предметов; сопоставление предметов по величине.
В играх «КРАСИВЫЙ УЗОР», «ОБВЕДИ ПО КОНТУРУ И НАЙДИ ДОМИК» использованы детали из фоамирана и ребёнок крепит их на стекло при помощи воды в соответствии с инструкцией, в играх «Нарисуй линии» и «Нарисуй дорожки» ребёнок рисует на стекле.
Задачи коррекционной работы по развитию зрительного восприятия изображений : восприятие изображения с трёхплановой перспективой; понимание заслонённости одного предмета другим.
Игра «РАССМОТРИ КАРТИНКУ». Цель: рассмотреть картинку и определить, что перепутал художник.
Игра «НАЛОЖЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ». Цель: определить, что нарисовано на картинке; раскрасить так, чтобы лисичка была ближе к нам, боровик за лисичкой, а мухомор за боровиком.
Игра «ЗАШУМЛЁННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ». Цель: определить, кто спрятался.