Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением

Ахметшина Илюса
Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением

Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические игры. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

В дидактической игре мы создаем такие условия, в которых каждый ребенок с нарушением зрения получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой чувственный и действенный опыт. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, соотнесению и т. д. Это особенно важно для детей с нарушением зрения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора у детей наблюдаются проблемы в восприятии окружающего мира, сенсорном развитии, в развитии разных сторон речи. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным.

Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе игр, прежде всего мы преследуем коррекционные цели и учитываем индивидуальные, психологические и физиологические особенности развития детей с ОВЗ. Игры способствуют развитию мелкой моторики и зрительного восприятия детей. В процессе этих игр и упражнений у детей улучшается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, формируется сенсорная культура ребенка, совершенствуются движения пальцев рук, что способствует повышению остроты зрения и развитию речи детей.

Игра «Составь узор»

Цель: Учить составлять декоративные композиции мотивов татарских и башкирских орнаментов, уметь располагать элементы, подбирая их по цвету, форме на разнообразных силуэтах изделий быта, обуви, одежды. Развивать чувство симметрии, ритма. Активизировать и тренировать зрительные функции.

Ход игры:

В игре принимают участие один или несколько детей. Силуэты предметов, которые следует украсить и элементы к ним, играющие выбирают по желанию. Ребенок составляет узор копируя по образцу или придумывает свою композицию.

Игра «Подбери бабочке крылья»

Цель: Развивать цветоразличение. Упражнять в умении подбирать оттенки одного цвета, соотносить по цвету и величине.

Игра: «Собери из частей чайник»

Цель: Развивать зрительное восприятие, зрительно - моторную координацию, развивать целостность восприятия, активизация, стимуляция зрительных функций.

Игра «Расставь машины в гараж» "Подбери машинам дорожку"

Цель: Развивать цветовосприятие, умение узнавать, называть цвет предметов, соотносить предметы по цвету.

Игра «Подбери по силуэту. Подбери по контуру»

Цель: Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотнесение их с реальными предметами.

Игра «Подбери пару варежкам»

Цель: Упражнять в умении сличать изображение, сравнивать,находить одинаковые. Развивать точность,полноту, скорость зрительного обследования. Упражнять в ориентировке в микропространстве, умение находить различия.

Особое, коррекционное значение в работе с детьми с нарушением зрения имеет и развитие тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Игра "Чудесный мешочек"

Цель:Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, ощупывать, передвигая пальцы по предмету, осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета. Закреплять название предметов, форм, геометрических тел, величин.

Игра " Найди друга" "Угадай, кто это"

Цель: Развивать тактильные ощущения, умение узнавать друг друга во внешним признакам, одежде.

Игра "Ателье"

Цель: Упражнять в умении различать на ощупь ткани разной фактуры, подбирать ткани к сезонной одежде.

Игры с использованием повязок

Игры, используемые в моей работе, направлены на коррекцию и компенсацию отклонений детей с нарушением зрения.

Публикации по теме:

Дидактические игры и пособия для детей с ослабленным зрениемДидактические игры и пособия для детей с ослабленным зрением 1. Дидактическая игра «Чья тень» Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти. Дидактический материал: Карточки с изображением различных.

Игры и упражнения на развитие восприятия ритма. Игры и упражнения на развитие восприятия ритма «Язычки – дразнилки» Цель: развитие у детей способности различать и посредством движений.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики детей 2–3 летИгры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики детей 2–3 лет Фролова Елена Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени «Ум ребенка находится.

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста Актуальность темы заключается в том, что в дошкольных учреждениях с каждым годом растет процент плохо говорящих детей, у которых есть трудности.

Игры-упражнения на развитие моторики рук. Игра 1. Взять неотточенный карандаш, зажать его между ладонями и потереть. Игра 2. Поставить локти на стол, взять карандаш за кончики тремя.

Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного.

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движенийПодвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движений Данный материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре с целью организации для дошкольников прогулок, развлечений,.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением Пространственная ориентировка это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением
Опубликовано: 17 января 2018 в 20:13
+151Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,...
Изготовление стенгазеты «Лето, ах лето!» в старшей группе
Лето - это маленькая жизнь. Лето - отличное время для различных творений. Вот только что делать, когда за окном дождливая погода и нельзя идти на улицу? Мы...
Сюжетно-ролевая игра «Как вести себя в поезде»
Сюжетно-ролевая игра: «Как вести себя в поезде». Цель: Создание социальной ситуации развития представлений о правилах безопасного поведения в транспорте....
Конспект игрового занятия для детей раннего возраста «В гостях у сказочницы»
Конспект игрового занятия для детей раннего возраста «В гостях у сказочницы». Цель:  привить детям чувство любви к русскому фольклору через...
Экологическая сказка «Лесная нимфа и девочка»
В маленьком городке Старый Оскол жила была девочка по имени Соня. Она училась в седьмом классе. Девочка эта была лентяйкой, не хотела учиться, не...