Туйара Витальевна Мурунова
Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила Мурунова Туйара Витальевна, учитель-логопед МБДОУ Детский сад №27 «Кораблик» г. Якутск.
Публикация «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Для овладения навыком чтения и письма, необходимо умение детей расчленять поток речи на слова, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой стороны слова. Д. Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.
Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи дошкольника. Чем лучше развит фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Фонематический слух (фонематика) – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является основой для понимания смысла сказанного. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением, так как система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которой одна фонема противопоставлена другой. И при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с не опознанием того или другого признака звук узнается неправильно, что приводит к не правильному восприятию слов. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему. Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия, так как фонематический слух является врожденной способностью ребенка, а фонематическое восприятие без специального обучения не формируется.
Данные игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, были предложены Р. И. Лалаевой, Л. Н. Ефименковой, Чевелевой Н. А, Фомичевой Н. Ф., Казанской В. Л. и др.
Речевой и наглядный материал для данных игр и упражнений подбирается с учетом речевого опыта и индивидуальных фонетико-фонематических особенностей, и возможностей каждого ребенка. Рекомендуются для подгрупповых и индивидуальных занятий.
• Улиточка.
Цель: Узнать говорящего по голосу.
Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос спрашивает:
Улиточка, улиточка, высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару, кусочек пирога,
Угадай, кто я?
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
• Шепот.
Цель: Развитие остроты слуха.
Описание игры:
Вариант 1. Играющие делятся на 2 группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («руки вверх, в стороны, кругом» и др., более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.
Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.
• Найди картинку.
Цель: Развитие восприятия звукокомплексов.
Воспитатель раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных, насекомых (жук, пчела, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее дается задание определить животного по звукоподражанию показать картинку с его изображением. Игра может производиться в 2-х вариантах: с опорой на зрительное восприятие артикуляции и без опоры на зрительное восприятие (губы воспитателя закрываются).
• Путаница.
Цель: развитие восприятия слов, различающихся одним звуком.
Описание игры: Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки.
1. А) Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.
Б) Воробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке,
Старичок же в это время громко лаял у соседки.
В) Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке,
воробей же в это время громко лаял у соседки.
2. А) Ежик ползал на поляне,
Пудель лаял на диване,
Ну а ялик в это время мирно плавал в океане.
Б) Ялик ползал на диване,
Ежик лаял на диване,
Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.
В) Ялик лаял на диване,
Пудель ползал на диване,
Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.
• Выдели слово.
Цель: Выделение заданного звука из слова.
Описание: педагог произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть и групповыми, и индивидуальными.
Подбери похожие слова.
Цель: развитие восприятия слов, различающихся одним звуком.
Описание: воспитатель произносит слова близкие по звучанию: кошка-ложка, ушки-пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.
• Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Описание игры: воспитатель: я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А-Э-У-Ы-Э-А-У-О-Э-Ы-Э.
• «Разноцветные мячики». Красный – гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развития внимания, быстроты мышления.
Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Описание игры:
Вариант 1: воспитатель бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный – если синего цвета, и бросает мяч обратно.
Вариант 2: ребенок называет слово, начинающееся с гласного, если мяч красного цвета, а если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
• «Звуковые цепочки». Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Описание игры: Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова- начальный звук следующего слова. Например, автобус- стул-лес- сок – карман.
• «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (И, М) и только с этой».
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Описание игры: воспитатель бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч педагогу. ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука А. Пример: - Как тебя зовут? –Арина (Алеша). –А фамилия? – Антонова. – Куда ты ездил летом? – Астрахань. –Что там растет? – Арбузы. – Какие птицы там водятся? – Аисты. -Какие цветы там растут? - Астры…
• «Назови первый звук в слове».
Цель: развитие умения определять первый звук в слове.
Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинается имена их соседей. Название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то. Что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадим).
• «Назови последний звук в слове».
Цель: развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки.
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол. дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
• Узнай звук.
Цель: Узнавание заданного звука в словах.
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.
Шутки-чистоговорки.
Ря-ря-ря-синие моря; рю – рю –рю – репу я варю; арь-арь-арь - новый букварь; ри-ри-ри - горят фонари; ре-ре-ре – санки на горе; орь-орь-орь - у Андрюши корь; ра-ра-ра – высокая гора; ро-ро-ро – новое перо; ру-ру-ру - коза грызет кору; ры-ры-ры – летят комары; ор-ор-ор - у Ромы топор и т. д.
• Путаница.
Цель: развитие дифференциации слов, различающихся одним звуком.
Ребенок внимательно слушает рифмовки и заменяет одно слово другим, подходящим по смыслу.
Два танкиста едут в банке
Деньги сохранились в танке.
Жаркий наступил пенек
Села Маша на денек.
У Тани голубые лапки
Когтистые у кошки тапки.
Заверну железный бинт
И куплю в аптеке бинт.
От конфет остались бантики
Завяжу на платье фантики.
Положу рядом с печкой колено
И помажу зеленкой полено.
Я посуду мою в койке
Вечером читаю в мойке.
Идут солдаты в прочных масках.
А все на карнавале в касках.
Попал в тарелку черный голос,
Но тут раздался громкий волос.
Съел я овощной халат,
А потом надел салат.
• Найди лишнее.
Цель: развитие восприятия звучания слов.
Вслед за взрослым ребенок повторяет четыре имени, а затем находит то, которое отличается по звучанию.
Витя-Митя-Катя-Полина
Полина-Алина-Ада-Галина
Вика-Диана-Татьяна-Ульяна
Нина-Тина-Любовь-Дина
Таня-Оля-Ваня-Маня
Коля-Оля-Дина-Толя
• Подбери картинку.
Цель: развитие дифференциации слов близких по звучанию.
Из предложенных картинок ребенок самостоятельно подбирает ряд названий максимально близких по звучанию.
Майка-гайка-лайка
Вагон-лимон-батон
Каток-венок-моток
Сом-ком-дом
Отметка-пипетка-конфетка.
Желаю успехов!