МААМ-картинки

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. (2 фото)

Елена Евдокимова
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Все родители хотят, чтобы ребёнок хорошо учился в школе и при этом не испытывал трудности при обучении письму. Но если у ребёнка нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся.

Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Фонематический слух - это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза - коса», «дом - ком», «крыса - крыша», «бочка - почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?». Оно формируется в период от одного до 4,5 - 5 лет. Поэтому в этом возрасте ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой написание этих слов.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, установление их количества и последовательности.

Это сложный процесс для всех детей. Дети могут испытывать трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.

Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним, чему нас учили в школе.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буква – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (язык, губы, зубы).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

-Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос «спит», а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые согласные звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа, то есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на «светофорчик».

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Если звук стоит в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко. Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем квадрате.

Перед тем, как использовать «светофорчик», желательно, объяснить ребёнку, например, с помощью изображения птички, что у слова, как и у птички есть начало, середина, конец и только после этого переходите к использованию схематического изображения слова.

Фото №1 Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Все родители хотят чтобы ребёнок хорошо учился в школе и при этом не испытывал трудности при обучении письму

Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.

Звуковая схема слова или «круговое письмо» – это последовательность кружочков или квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ выполняется следующим образом:

Возьмите пеналы с цветными фишками (если нет пенала, то можно схему зарисовывать карандашами). Сделаем звуковой анализ слова ДОМ. 1. Выделим голосом первый звук: ддд-ом – первый звук Д – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком или кружочком. 2. Выделим голосом второй звук :

д – ооо – м - второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

до –ммм - третий звук М – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком (кружочком).

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О М.

Напечатаем (напишем) слово буквами:ДОМ

При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать:

1. Чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

2. Для детей дошкольного возраста используем только слова, которые как слышатся, так и пишутся.

Дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

"Немые звуки"

Цель - упражнять в правильной артикуляции гласного звука.

Ход: педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

"Фотография звука" :

Цель - умение узнавать гласный звук по артикуляционной схеме.

Ход: педагог произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот.

"Припоминание слов на заданный звук"

Цель - активизировать в речи слова, которые начинаются с гласного звука

(гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл).

Игра «Поймай звук»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Ход игры: Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р» : л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка, собака, мотор.

Игра «Где живёт звук?»

Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Ход игры: Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж. Например, картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.

Игра «Придумай имя»

Задача – учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры: Придумайте имя на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Миша. Звук С – Слава, София, Алиса.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Ход игры: Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК –Т, ПШЕНО –П.

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Ход игры: Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, стук –К, балкон-Н, хвост-Т.

Игра «Определи место звука в слове»

Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Ход игры: Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце, шипы (в начале, мешок (в середине).

Игра «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги.

Ход игры: Прохлопайте слова и назовите количество частей (слогов) в слове. Например, ма-ши-на (3 слога).

Игра «Подбери похожее слово, подходящее по рифме».

Сначала нужно объяснить ребёнку, что такое рифма, как складываются (рифмуются) слова в стихотворении. А потом можно поиграть в слова по типу

«пышка – мышка», «Маша – Даша», «кошка – ложка» и т. д.

Игра «Найди в слове новое слово».

Например, в слове «парашют» есть слово «пар», «самолт» - «сам», «собака» - «бак» и др.

На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребёнку их вспомнить.

Через несколько занятий ребёнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие.

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ" Цель: создание условий для сенсорного воспитания детей.

Комплекс упражнений на развитие фонематического восприятия. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая.

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 Формирование фонематического.

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. У детей с дизартрией артикуляторные.

Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры Пояснительная записка: Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Развитие фонематического восприятия у детей Сегодня в нашей стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих.

Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста Фонематического восприятия включает следующие задачи: 1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся; 2. Научить.

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников. Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников. Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение.

Систематизация методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия. Цель: Составить систему работы по развитию фонематического восприятия детей старшей группы ОНР. I этап - узнавание неречевых звуков. С целью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 9 мая 2017 в 01:57
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Евдокимова (УИ 379231) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД