Елена Евдокимова
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Все родители хотят, чтобы ребёнок хорошо учился в школе и при этом не испытывал трудности при обучении письму. Но если у ребёнка нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся.
Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Фонематический слух - это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза - коса», «дом - ком», «крыса - крыша», «бочка - почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?». Оно формируется в период от одного до 4,5 - 5 лет. Поэтому в этом возрасте ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.
Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой написание этих слов.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, установление их количества и последовательности.
Это сложный процесс для всех детей. Дети могут испытывать трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Родители могут помочь своему ребенку закрепить знания и умения, полученные в детском саду в выполнении звукового анализа слов.
Прежде чем говорить о выполнении звукового анализа, давайте вспомним, чему нас учили в школе.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буква – это значок, который обозначает звук. Букву мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (язык, губы, зубы).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
- Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
-Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос «спит», а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко).
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твё рдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые согласные звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Сначала обучаем ребёнка выполнять простые формы звукового анализа, то есть выделять первый, последний звук в слове и звук, стоящий в середине слова. Посмотрите на «светофорчик».
Если звук стоит в начале слова – поместите фишку в первом окошке. Если звук стоит на конце слова – поместите фишку в последнее окошко. Все остальные звуки находятся в середине слова – поместите фишку в среднем квадрате.
Перед тем, как использовать «светофорчик», желательно, объяснить ребёнку, например, с помощью изображения птички, что у слова, как и у птички есть начало, середина, конец и только после этого переходите к использованию схематического изображения слова.
Далее обучаем ребёнка выполнять сложные формы звукового анализа, а именно последовательно выделять голосом звуки в слове и давать их характеристику, составлять звуковую схему слова.
Звуковая схема слова или «круговое письмо» – это последовательность кружочков или квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется следующим образом:
Возьмите пеналы с цветными фишками (если нет пенала, то можно схему зарисовывать карандашами). Сделаем звуковой анализ слова ДОМ. 1. Выделим голосом первый звук: ддд-ом – первый звук Д – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком или кружочком. 2. Выделим голосом второй звук :
д – ооо – м - второй звук О – он гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук:
до –ммм - третий звук М – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком (кружочком).
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки Д и М. Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку: Д О М.
Напечатаем (напишем) слово буквами:ДОМ
При выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать:
1. Чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.
2. Для детей дошкольного возраста используем только слова, которые как слышатся, так и пишутся.
Дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
"Немые звуки"
Цель - упражнять в правильной артикуляции гласного звука.
Ход: педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
"Фотография звука" :
Цель - умение узнавать гласный звук по артикуляционной схеме.
Ход: педагог произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот.
"Припоминание слов на заданный звук"
Цель - активизировать в речи слова, которые начинаются с гласного звука
(гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл).
Игра «Поймай звук»
Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Ход игры: Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р» : л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка, собака, мотор.
Игра «Где живёт звук?»
Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Ход игры: Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж. Например, картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.
Игра «Придумай имя»
Задача – учить подбирать слова на заданный звук.
Ход игры: Придумайте имя на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Миша. Звук С – Слава, София, Алиса.
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача – учить выделять первый звук в слове.
Ход игры: Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК –Т, ПШЕНО –П.
Игра «Назови последний звук»
Задача – учить выделять последний звук в слове.
Ход игры: Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, стук –К, балкон-Н, хвост-Т.
Игра «Определи место звука в слове»
Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Ход игры: Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце, шипы (в начале, мешок (в середине).
Игра «Прохлопай слово»
Задача – учить делить слова на слоги.
Ход игры: Прохлопайте слова и назовите количество частей (слогов) в слове. Например, ма-ши-на (3 слога).
Игра «Подбери похожее слово, подходящее по рифме».
Сначала нужно объяснить ребёнку, что такое рифма, как складываются (рифмуются) слова в стихотворении. А потом можно поиграть в слова по типу
«пышка – мышка», «Маша – Даша», «кошка – ложка» и т. д.
Игра «Найди в слове новое слово».
Например, в слове «парашют» есть слово «пар», «самолт» - «сам», «собака» - «бак» и др.
На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребёнку их вспомнить.
Через несколько занятий ребёнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.