Виктория Фролова
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием умственного, эстетического и нравственного развития детей.
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.
Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема» : доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков.
Фонема – это не просто звук, а значащий звук - всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи. Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции :
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Сформированность фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа способствует успешному обучению чтения и письма.
Чтобы развивать фонематический слух у детей старшего дошкольного возраста необходимо решать следующие задачи:
1. Развивать способность слышать есть данный звук в слове или нет.
2. Развивать способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
3. Учить детей различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.
4. Совершенствование речевого слуха.
Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.
Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году).
К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов.
К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов.
К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й). Удлиняется структура многосложных слов.
К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.
Если у ребёнка не развит фонематический слух, он попадает к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи. А фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем
Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше, при отработке звуков. Например, в процессе работы над звуками с и ш нужно подводить детей к сопоставлению этих звуков, выделяя их основные акустические и артикуляционные признаки: холодный воздух выходит из насоса и свистит ссс. — когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; теплый воздух выходит из лопнувшей шины и шипит шшш. — когда мы произносим звук ш, язык поднимается за верхние зубы
Дифференциация изолированных звуков, звуков в словах и во фразовой речи, обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т. е. всех сторон звуковой культуры речи, навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.
Типичные нарушения фонематического слуха
Предметом анализа в данной работе явились фонематические ошибки дошкольников, под которыми понимались:
— искажения структуры слова;
— неправильное начертание буквы;
— нарушения основных правил графики.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребё нка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы.
Итак, как же можно проверить фонематический слух?
Фонематических слух у дошкольников можно проверить с помощью речевых игр и упражнений.
Например:
1. «Найди и назови нужное слово»
Возраст : старший дошкольный.
Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
Где обедал воробей? Хулиганам не до шутки,
В зоопарке у дверей. Если Рекс в собачьей дудке.
Землю роет старый кот, Много снега во дворе,
Под землёю он живёт. Едут танки по горе.
2. «Закончи слово»
Воспитатель предлагает ребенку закончить слово, опираясь на картинки (кошка, рак, лук, колобок, кабачок)
Ко. КАБАЧО…
РА… КОЛОБО…
ЛУ…
3. «Длинные, короткие слова»
4. Сколько звуков в слове
«Роза» «дом» «машина»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребёнка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением звуковой системы речи.
В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. На занятиях по звуковой культуре речи у ребёнка развивается умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки из которых состоит слово; дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.