Папки-передвижки

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Наталья Киященко
Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.

У детей с дизартрией артикуляторные затруднения оказывают влияние на звуковое восприятие звуковой системы родного языка. В связи с этим у таких детей наблюдается недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля.

Публикация «Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» размещена в разделах

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

III этап – различение слов, близких по звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. Рассмотрим содержание работы по формированию фонематического восприятия на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

I этап. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и памяти, без которых невозможно успешно научит детей дифференцировать фонемы. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

На первых занятиях педагог предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Автомашина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка). И т. д.

Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д.

II этап. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

Начать можно с такой игры. Дети по очереди выполняют роль водящего, который, стоя к ним спиной, должен определить, кто назвал имя. Затем игра усложняется: дети уже зовут водящего не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!», а водящий отгадывает, кто сказал это.

III этап. На этом этапе дети должны научиться различать слова близкие по звуковому составу.

С этой целью проводится такая игра. Педагог, показывая детям картинку, громко и отчетливо произносит: «Вагон». Затем он говорит детям: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Как только я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Педагог произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – вагом» и т. д. Дети, услышав неверно произнесенное слово, хлопают в ладоши. Следует отметить, что вначале произносятся слова, легкие по звуковому составу, но постепенно они должны усложняться.

IV этап. На данном этапе дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги. Начинать следует с такой игры. Педагог произносит слоговой ряд, например: «на-на-на-па», а дети должны определить, какой слог лишний. Затем слоговые ряды усложняются: «на-но-на», «ка-ка-го-ка», «па-ба-па» и т. д.

Все дети после каждой пары слогов, произнесенных водящим и педагогом, также должны угадать одинаковые слоги они сказали или разные. Чтобы можно было контролировать реакцию каждого ребенка, детям предлагается, например, на одинаковые слоги поднять красный кружок, на разные – ничего не делать, или же на разные поднять красный кружок, а на одинаковые – зеленый.

Понятно, что и эта игра варьируется подбором дифференцируемых слогов, а уровень сложности дифференциации определяется как произносительными возможностями детей, так и последовательностью логопедической работы в целом. Следует помнить, что сначала слог обязательно произносится на ухо водящему, поскольку такой способ, повышая интерес, мобилизует их внимание.

V этап. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры. Педагог раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а, птичка поет и-и-и-и. Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

VI этап. Задачей последнего, шестого этапа занятий, является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Педагог произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. д. дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед. Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний звук. Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные. Для этой цели проводится такое упражнение. Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее, громко и четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что в ходе коррекционно – педагогического процесса реализуются коррекционные, профилактические, образовательные и воспитательные задачи. Данный процесс строится с учетом общедидактических и специфических принципов обучения. Коррекционно- педагогическая работа осуществляется посредством использования практических, наглядных и словесных методов обучения. Вся система педагогической работы по развитию у детей фонематического восприятия включает в себя шесть этапов, каждый из которых тесно связан с последующим этапом и направлен на развитие и дальнейшее совершенствование фонематического восприятия.

Фрагменты занятий по формированию фонематического восприятия у детей с дизартрией

I этап

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.

На данном этапе можно использовать следующие игры:

1. Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

2. Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

3. Игра: «Угадай что звучит». Наглядный материал: бубен, барабан, колокольчик, гитара. Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

II этап

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!», а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

1. Игра «Узнай по голосу». Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

2. Игра «Три медведя».

Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

3. Игра «Животные и их детёныши»

Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

III этап

На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т. д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

1. Игра «Хорошо послушай». Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван).

Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

2. Игра «Добавим и запомним». Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

3. Игра «Найди пару». Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

IV этап

На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.

1. Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА…. ,ТО-ПУ-АХ….

2. Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

3. «Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

V этап

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

1. Игра «Покажи картинку».

Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а» и т. д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:

1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.

2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

2. Игра «Найди одинаковый звук». Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С

3. Игра «Выбери правильно». Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

VI этап

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.

1. Игра «Спой начало». Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица - У.

2. Игра «Назови конец». Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т

3. Игра «Назови по порядку». Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.

4. Игра «Синий — красный». Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.

5. Игра «Найди синий домик». Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох.

6. Игра «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

7. Игра «Составь слово». Ход игры:

1 вариант:

Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук.

2 вариант:

Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук, получается новое слово.

Благодаря данным упражнениям у дошкольников постепенно формируются:

• умение узнавать и различать неречевые звуки. Они меньше допускают ошибок в процессе дифференциации не только резко контрастных, но и сходных звучаний.

• умение различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру. Они начинают лучше ориентироваться в словах, близких по звуковому составу и справляются с упражнениями на дифференциацию слогов, фонем.

После проведения данных упражнений дети оказываются хорошо подготовленными к овладению навыками звукового анализа слов, что свидетельствует о положительной динамике в развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Список литературы:

1. Винарская Е. Н. Дизартрия [Текст]/ Винарская Е. Н. -М. : АСТ Астрель, 2006. - 141с.

2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. - М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

3. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : АРКТИ, - 221 с.

4. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: учебное пособие / под ред. Е. А. Логиновой. - СПб. : Союз,2005. - 192 с.

5. Филичева Т. Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение,1989. – 223 с.

6. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. - М. ,2003.- 175 с.

7. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве [Текст] / Н. Х. Швачкин. - М., 1948.- 235 с.

8. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]/ Д. Б. Эльконин. - М. ,- 1969.- 123 с.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастас ОВЗ «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А. С. Макаренко Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды Формирование эмоциональной сферы в процессе воспитания и образовательной деятельности детей всегда было в центре особого внимания отечественных.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного.

Консультация «Коррекционная развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития» Что такое ЗПР? Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, не грубое нарушение.

ООД по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Как мы общаемся» Цели: познакомить детей с невербальными (несловесными) средствами общения — мимикой, жестами, телодвижениями и др. Учить воспринимать несловесную.

Развитие фонематического восприятия у детей Сегодня в нашей стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих.

Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста Фонематического восприятия включает следующие задачи: 1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся; 2. Научить.

Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста» Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического.

Система работы по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста Система работы по формированию игровых умений строилась по 2 направлениям: 1. Собственно-игровая деятельность детей, которая реализовывалась.

Систематизация методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия. Цель: Составить систему работы по развитию фонематического восприятия детей старшей группы ОНР. I этап - узнавание неречевых звуков. С целью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Опубликовано: 21 марта 2017 в 14:24
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Киященко (УИ 310611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД