МААМ-картинки

Систематизация методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия.

Надежда Васенина
Систематизация методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия.
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Составить систему работы по развитию фонематического восприятия детей старшей группы ОНР.

I этап - узнавание неречевых звуков.

С целью развития у детей умения узнавать и различать неречевые звуки использовались специальные игры и упражнения. На занятиях были предложены детям следующие задания: послушай звуки за окном, в коридоре (Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется). Проводились специальные игры и упражнения:

Публикация «Систематизация методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия,» размещена в разделах

1. «Найди игрушку» Цель: развивать способность различать направление звука, слуховое внимание.

2. Игра «Где колокольчик?».

Цель: Развивать способность различать направление и силу звука, слуховое внимание.

3. Игра «Громко – тихо». Цель: развивать способность различать звуки по силе и громкости.

4. Игра «Что звучит?». Цель: научить определять предмет по звуку. Используются озвученные игрушки, разнообразные предметы.

5. Игра «Узнай музыкальный инструмент». Цель: научить определять музыкальный инструмент по звуку.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетание слов и фраз.

На следующем этапе работы с детьми по развитию фонематического слуха с целью развития у детей умения различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетание слов и фраз были подобраны следующие игры и упражнения:

1. Игра «Кто позвал» Сначала дети по имени называют угадывающего ребенка, не меняя голоса; в дальнейшем при назывании имени изменяется голос позвавшего ребенка. Позднее имя заменяется звукосочетанием (ау, не меняя голоса, впоследствии с изменением голоса.

2. Игра «Близко – далеко». Дети отгадываю близко или далеко играет дудочка, мяукает котенок. Усложнение: котенок мяукает ближе. Дудочка играет дальше; игра может проводится для двух команд одновременно.

3. Игра «Три медведя». Усложнение: роль ведущего переходит к детям.

4. Игра «Большой – маленький».

5. Игра «Угадай предмет по звуку». Постепенно расширяется круг звучащих предметов, похожих по звучанию.

III этап – различение слов, близких по звуковому составу.

Задача : различение слов, близких по звуковому составу – решалась на подборе таких игр и упражнений, как:

1. Игра «Кто внимательней». На первом этапе игра проводится с использованием наглядного материала, при назывании изображенного предмета упускается первый звук. Впоследствии игра проводится без опоры на наглядность.

2. Игра «Найди сою картинку». Сначала используется цепочка из двух слов. К которым дети подбирают картинки в названной последовательности; затем цепочка, названная педагогом увеличивается; позднее цепочку слов придумывают дети.

3. Игра «Запомни – повтори». Дети повторяют слова, близкие по звуковому составу. Усложнение: цепочка слов удлиняется.

4. игра «Подбери нужное слово к картинке».

Сначала игра проводится с опорой на наглядность, в дальнейшем – без опоры.

5. «Закончи предложение». Усложнения те же, что и в предыдущей игре.

6. Игра «Кто скажет дальше?».

IV этап – дифференциация слогов.

На четвертом этапе при решении задачи: умение слышать и дифференцировать слоги – работа была начата с использованием игры «Поймай лишний слог». Усложнение: два слога. Следующая игра, используемая при решении этой задачи, «Одинаковые или разные». Усложнение из цепочки перечисленных слогов выбрать правильный ответ.

V этап – дифференциация фонем.

Сначала дети учатся различать гласные звуки, потом – согласные.

1. Игра «Чья песенка». Входе игры после использования картинок, вводятся символы артикуляции звуков далее увеличивается количество гласных звуков.

2. Игра «Покажи чья песенка».

Варианты игры:

- логопед произносит звук, дети показывают движением сигнал, дети произносят звук.

- Логопед показывает сигнал, дети произносят звук.

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

1. Игра «Определи звук по беззвучной артикуляции». Эта игра является промежуточной между пятым и шестым этапом.

2. Игра «Живые звуки». Усложнение в игре происходит от использования звуков к слогам, от слогов к словам с разным количеством звуков.

3. Игра «Определи первый звук в словах».

Игра проводится сначала подбором слов, в который первый звук – гласный, стоящий под ударением. Далее подбираются слова с первым гласным звуком, Стоящим без ударения. Позднее игра проводится со словам, которые начинаются на согласный звук.

4. Игра «Подбери слова на заданный звук». Игра проводится с тем же усложнениями, что и предыдущая.

5. Игра «Подбери картинки на заданный звук».

Усложнения в игре те же.

6. Игра «Звуковое лото» Дети закрывают картинки, которые начинаются на заданный звук. Усложнения: закрываются те картинки, в названиях которых есть этот звук.

7. Игра «Подбери названии / животных, посуды, одежды, растений и т. д. /, в которых есть заданный звук».

Варианты игры:

- названный звук стоит первым

- названный звук есть в слове.

8. Игра «Измени первый звук слова».

9. Игра «Добавь нужный звук»

10. Игра «Отгадай загадку. Назови первый звук в отгадке». Варианты игры: назови указанный звук.

11. Игра «Определи, сколько звуков в слове». Усложнение: каких звуков больше гласных или согласных.

12. Игра «Выбрать из предложений слова с заданным звуком». Усложнение: составит схемы.

13. Игра «Добавь один звук к солгу – получится слово».

14. Игра «К сюжетной картинке подобрать слова с заданным звуком».

15. Игра «Измени слово».

16. Игра «Составь схему». По предметной картинке составить схему слова.

17. Игра «Подбери слова к схеме»

18. Игра «Чем похожи?». Назвать общий звук в перечисленных словах.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста Обучение детей художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Изобразительная деятельность.

Фотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет о работе с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности Дети по своей сути маленькие исследователи! Они стараются узнать об окружающем мире, как можно больше. В этом им помогает экспериментальная.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных.

Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми старшего дошкольного возраста 1 слайд. Важнейшей задачей дошкольного учреждения и современной семьи является воспитание здорового ребенка, способного проявлять самостоятельность,.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия «Звук [Ж]» Тема: Звук «Ж» Цели: Учить детей понятию «слово». Знакомить со способом интонационного выделения звука «Ж» в словах. Ввести термин «Звук».

Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста Фонематического восприятия включает следующие задачи: 1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся; 2. Научить.

Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум «Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста» Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического.

Стихотворные тексты в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Мне хотелось бы представить стихотворные тексты собственного сочинения для автоматизации имён прилагательных в самостоятельной речи детей.

Применение инновационных методов и технологий при изучении музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение инновационных методов и технологий при изучении музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возраста Выступление на Фестивале педагогических идей с презентацией музыкального творческого проекта: «Применение инновационных методов и технологий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Систематизация методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия.
Опубликовано: 8 марта 2017 в 21:20
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Систематизация методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия.» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Васенина (УИ 1084138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД