Елена Маркусова
Применение инновационных методов и технологий при изучении музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Применение инновационных методов и технологий при изучении музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возраста
Выступление на Фестивале педагогических идей с
презентацией музыкального творческого проекта:
«Применение инновационных методов и технологий,
в процессе изучения музыкальных инструментов
Публикация «Применение инновационных методов и технологий при изучении музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
с детьми старшего дошкольного возраста».
Автор: Маркусова Елена Эдгаровна – музыкальный руководитель МДОБУ № 15 «Дружба»
г. Новокубанск.
Добрый день, уважаемые коллеги! В феврале 2017 года я принимала участие в Фестивале педагогических идей, проходившем в нашем городе Новокубанске. На Фестивале собрались педагоги-новаторы, мастера своего дела, которые представили всем свои творческие находки, разработки, интересные идеи и проекты. Принимать участие в таких мероприятиях нужное занятие: очень полезно для самообразования, здесь возможны встречи и общение с интересными и творческими людьми, обмен интересными идеями. Я также привезла на Фестиваль свою работу. Тема моего выступления: Музыкальный творческий проект «Применение инновационных методов и технологий, в процессе изучения музыкальных инструментов с детьми старшего дошкольного возраста».
Идея проведения данного проекта пришла не случайно: анализируя знания детей и родителей о музыкальных инструментах, я пришла к выводу, что их уровень достаточно низкий. Информации, которая регулярно выставляется в нашем саду в музыкальных уголках и на информационных стендах, явно недостаточно, чтобы заинтересовать родителей и активизировать их музыкальные и творческие способности, чтоб раскрыть творческий потенциал. По-моему мнению, только партнерские отношения, совместное детско-родительское творчество и участие в музыкальной проектной деятельности всей семьи смогут устранить эти пробелы.
Внедрение в нашу педагогическую работу современных образовательных стандартов, все чаще требует от музыкального руководителя, поиска новых форм, приемов, более гибких методов и технологий для музыкально-воспитательной работы с дошкольниками. Это позволит активизировать самостоятельность, музыкальные способности, творческие проявления, инициативность не только детей, но и родителей. Вот почему работа над музыкальным творческим проектом, кажется мне актуальной и востребованной.
Актуальность и новизна данного проекта состоит в гармонизации детско-родительских отношений, в более широких возможностях для проявления совместного творчества, инициативы, музыкальных способностей детей и членов их семей. Проект дает почву для сотрудничества и реализации совместных праздничных мероприятий, выступлений, выставок, мастер- классов для дошкольников и родителей.
Основной целью проекта, считаю возможность расширить и углубить знания дошкольников и родителей о музыкальных инструментах, их видах, группах, оркестрах, инструментальной музыке. Раскрыть музыкальные возможности и творческий потенциал детей и родителей.
Тип проекта: музыкальный, творческий
Место реализации : МДОБУ № 15 «Дружба», г. Новокубанск
Вид деятельности : музыкальный, творческий, познавательный.
По форме реализации: групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: 1.02.2016 г. – 31.01. 2017 г.
На первом этапе работы над проектом, кроме анализа и диагностики ситуации, возникла необходимость пополнения музыкально-развивающей среды. Так появилась в нашем музыкальном зале красочная Музыкальная гостиная, которая объединила в себе несколько объектов. Вся собранная музыкальная информация об инструментах (книги, картинки, игры, загадки, портреты композиторов, плакаты, диски с инструментальной музыкой) мы с детьми разместили в новой Музыкальной Библиотеке. Затем прошло торжественное открытие Мини-Музея «В мире музыкальных инструментов», созданного силами родителей, сотрудников и администрации нашего детского сада. В нем собраны музыкальные инструменты разных видов (клавишные, струнные, ударные, шумовые). Это позволяет детям более наглядно изучать инструменты и учиться играть на них.
Создание тематического уголка «Веселый оркестр», где мягкие игрушки изображают музыкантов, дает возможность в интересной, игровой форме узнавать сведения об оркестрах, их видах; о названиях музыкальных профессий, способах игры на инструментах. Все объекты Музыкальной Гостиной отвечают современным требованиям: они очень красочны, безопасны и доступны для детского внимания, исследования, занятий и творческого музицирования.
Помимо использования традиционных форм и приемов, на своих музыкальных занятиях часто обращаюсь к новым технологиям для обучения дошкольников игре на музыкальных инструментах. В рамках совместной работы с Музыкальной Школой г. Новокубанска, в нашем саду состоялся мастер –класс «Обучение игре на народном инструменте домре». Наши бывшие выпускницы А. Красюк и Г. Трохина, рассказали историю создания и возникновения инструмента, сыграли несколько произведений, а затем исполнили знакомые песенки с детьми подготовительной группы в шумовом оркестре. В результате такого «живого» общения, с музыкантами, несколько детей нашего детского сада проявили желание обучаться в Музыкальной школе.
При помощи новых музыкально-дидактических игр:(«Угадай национальный инструмент», «Волшебный сундучок дружбы», дети знакомятся с народными инструментами и традиционными национальными костюмами, учатся узнавать и сопоставлять их.
Пользуясь «Методом использования народных инструментов в других видах деятельности», на праздниках и концертах, дети с удовольствием выступают с народными танцами: Узбекский народный танец «Карнай и Сурнай»:
Цыганский танец "Гадалка" с бубнами и гитарами, Бразильский танец "Карнавал" с маракассами, а также
Русский народный танец с балалайками "Выйду на улицу" и многие другие).
Народные инструменты дети используют не только на занятиях, но и в играх, в самостоятельной деятельности в группах и на прогулках. Так, при проведении «Недели здоровья», мы с детьми играли в подвижные игры с инструментами: «Догони веселый бубен», «Передай балалайку», «Стукни в барабан».
В итоговом открытом занятии «Путешествие в Музыкальный Город» был использован целый блок новых музыкально-дидактических игр на развитие логического мышления: «Собери музыкальные пазлы», «Что сначала, что потом», «Найди лишний инструмент», а также компьютерную игру-тест «Музыкальная викторина».
Моя новая авторская игра «Музыкальный детский совет»(с использованием метода "Взрослой некомпетенции", позволяет детям проявить самостоятельность, инициативу, фантазию и высказать свое мнение о решении возникающих проблемных ситуаций на занятиях.
На наших праздниках, развлечениях и открытых занятиях часто используются новые ИКТ-технологии: просмотр презентаций («Музыкальные инструменты», «Творчество композитора С. С. Прокофьева»), интерактивные игры и тесты («Музыкальные викторины», просмотр музыкальных видео-фильмов («Музыкальные космические загадки»,«В стране Здоровья») и мультфильмов (Симфоническая сказка «Петя и Волк», «В стране ослепительных улыбок»).
В своей работе с родителями и на родительских собраниях, также часто используются компьютерные технологии (метод «Презентации проектной деятельности»). Эти технологии позволяют более наглядно ознакомить семьи воспитанников с итогами работы над нашим проектом, с творчеством и успехами детей в изучении музыкальных инструментов. Поэтому, на заключительном этапе, нам удалось заинтересовать родителей в совместном детско – родительском творчестве и создании Выставки «Наш семейный музыкальный инструмент», которая стала яркой и творческой точкой в проведении нашего совместного музыкального проекта.
Сколько радости и гордости испытали дети и родители, когда приносили в сад свои «музыкальные шедевры», когда дети сами играли на своих собственных музыкальных инструментах, когда смогли рассказать детям средней группы про свои поделки на экскурсии.
Главное, что подарил наш музыкальный проект – это радость от совместного творчества детей и родителей. Он позволил обогатить знания всех его участников о музыкальных инструментах, видов оркестров, композиторах и о музыкальной культуре в целом. Совместное творчество и создание семейных музыкальных инструментов послужило сплочению коллектива детей, родителей, а также педагогов. Проект органично вписался в работу всего педагогического коллектива в целом и позволил достичь поставленных целей и задач в изучении музыкальных инструментов и в развитии музыкальных и творческих способностей дошкольников, а также родителей.
Надеюсь, мой опыт проведения музыкального проекта, пригодится творческим воспитателям и музыкальным руководителям! Спасибо за внимание!