Лучший педагог года 2022

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Ольга Тихонова
Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации.

Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных методиках, так как запоминается лучше:

То, что хорошо представлено;

То, что хорошо осознано;

То, с чем мы действуем, производим определенные операции;

То, что удалось связать, увязать, привязать (связка – основа мнемотехники).

Пользуясь наработками педагогов, но изменяя и совершенствуя их, я стала использовать мнемотехнику в работе по формированию у детей связной речи.

Виды мнемотехники : картинки (самый простой, мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица, мнемосхемы или графические схемы, крокирование. Их я использую :

-для обогащения словарного запаса,

-при обучении составлению описательных рассказов,

-при обучении пересказу,

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихотворений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Многие педагоги используют такие этапы работы над стихотворением :

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Я в своей практике использую другую последовательность работы над заучиванием стихотворений:

1. Показываю детям мнемотаблицу. Сообщаю, что сегодня мы будем учить стихотворение.

2. Предлагаю детям рассмотреть мнемотаблицу и предположить, о ком (или о чем) мы будем сегодня заучивать стихотворение.

3. Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

4. Вопросы по содержанию стихотворения.

5. Выяснить непонятные для детей слова.

6. Прочитать еще раз выразительно стихотворение, побуждая детей с помощью мнемотаблицы договаривать фразы.

7. Предложить рассказать детям стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

На мой взгляд, такой алгоритм работы над заучиванием стихотворения активизирует внимание детей, зрительное восприятие, мышление (дети самостоятельно предполагают содержание стихотворения).

Таким образом, с помощью мнемотехники трудный процесс для многих детей, как заучивание стихотворений, превращается в веселый и увлекательный процесс. В свободное время дошкольники самостоятельно подходят к мнемотаблице и повторяют стихотворение. В результате на заучивание стихотворений уходит гораздо меньше времени и усилий, как со стороны дошкольников, так и со стороны воспитателей.

Крокирование – рисуночное письмо. С помощью этого метода у детей развивается

логическое мышление, фантазия, воображение, образная и зрительная память. Кроме того, крокирование способствует обогащению словарного запаса и развитию кругозора. Помогает запоминать стихи, фразы, тексты, расширять сферу общения.

Крокировать можно:

Понятия старших и подготовительных группах);

Загадки, пословицы, поговорки, стихи, причем изображать символы можно схематично или в виде рисунка, в зависимости от возраста ребенка.

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Загадка: СТОЯТ В ПОЛЕ СЕСТРИЧКИ,

ЖЕЛТЫЙ ГЛАЗОК – БЕЛЫЕ РЕСНИЧКИ (Ромашки)

Применение этого приема развивает у детей память, внимание, мышление, позволяет легко и быстро без усилий усваивать предложенный материал.

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Например: рассказ о себе.

Меня зовут. Маму зовут. Папа.

У меня есть младший (старший) брат (сестра).

Мама работает___, а папа.

Моя бабушка___ умеет вязать и шить, а дедушка___ любит заниматься в саду и мастерить что-нибудь из дерева.

Мы с братом (сестрой) любим отдыхать на даче у бабушки и дедушки. Там мы играем в мяч, купаемся в речке, ходим в лес.

Мы очень любим свою семью.

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Я в своей работе по обучению детей пересказу использую методику группы авторов в составе Лебедевой Л. В., Козиной И. В.

В основу предложенной ими системы занятий положен единый алгоритм по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы. Алгоритм структуры занятия, включает в себя, помимо использования графических моделей, развитие внимания к синтаксису языка и построен в логической последовательности в работе над текстом. Пример графического плана к рассказу «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову) в старшей группе.

Всё вышеперечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Я использую в старшей группе такие игры с элементами мнемотехники : «Соедини пару» (на развитие ассоциативной памяти, «Нарисуй фигуру», «Хамелеон», «Фруктовый матч»(требует хорошей памяти, «Кто больше знает»(за минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета, «Найди общее»(тарелка-яблоко, «Продолжи ряд», «Чего не стало», «Обстановка в комнате».

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

модель должна отображать обобщённый образ предмета;

раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Публикации по теме:

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционной техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста Обучение детей художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Изобразительная деятельность.

Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы) Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы) Ценность фольклора заключается в том, что легко.

Использование мнемотехники в работе с детьми Реферат на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми» выполнила: Эврюкова Татьяна Лаврентьевна воспитатель Использование.

Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми старшего дошкольного возраста 1 слайд. Важнейшей задачей дошкольного учреждения и современной семьи является воспитание здорового ребенка, способного проявлять самостоятельность,.

Использование палочек Кюизенера в работе с детьми (из опыта работы)Использование палочек Кюизенера в работе с детьми (из опыта работы) Одна из важнейших задач воспитания ребёнка – развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений и навыков, которые.

Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Маг, что придумал бумагу цветную.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей дошкольного возраста Тема: «Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей дошкольного возраста» Мурсалимова Светлана Агзамовна. Проблема развития.

Выступление из опыта работы «Использование экологического аспекта в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Выбранная нами тема очень актуальна в наше время, т. к. в современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 19:34
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
31 января. День скрапбукинга в России

 Сегодняшний праздник посвящен оригинальному виду рукоделия, который доступен любому, кому нравится работать с бумагой и художественно оформлять свои заметки или воспоминания. «Скрапбукинг» в переводе с...

31 января. Международный день зебры

По инициативе целого ряда природоохранных организаций, в мире 31 января отмечается Международный день зебры. Эти уникальные в своём роде «тигровые кони» – живые символы свободы (не поддаются дрессировке);...


Горячие темочки