Ольга Тихонова
Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации.
Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных методиках, так как запоминается лучше:
То, что хорошо представлено;
То, что хорошо осознано;
То, с чем мы действуем, производим определенные операции;
То, что удалось связать, увязать, привязать (связка – основа мнемотехники).
Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, Из опыта работы,» размещена в разделах
Пользуясь наработками педагогов, но изменяя и совершенствуя их, я стала использовать мнемотехнику в работе по формированию у детей связной речи.
Виды мнемотехники : картинки (самый простой, мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица, мнемосхемы или графические схемы, крокирование. Их я использую :
-для обогащения словарного запаса,
-при обучении составлению описательных рассказов,
-при обучении пересказу,
-при отгадывании и загадывании загадок,
-при заучивании стихотворений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Многие педагоги используют такие этапы работы над стихотворением :
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Я в своей практике использую другую последовательность работы над заучиванием стихотворений:
1. Показываю детям мнемотаблицу. Сообщаю, что сегодня мы будем учить стихотворение.
2. Предлагаю детям рассмотреть мнемотаблицу и предположить, о ком (или о чем) мы будем сегодня заучивать стихотворение.
3. Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
4. Вопросы по содержанию стихотворения.
5. Выяснить непонятные для детей слова.
6. Прочитать еще раз выразительно стихотворение, побуждая детей с помощью мнемотаблицы договаривать фразы.
7. Предложить рассказать детям стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
На мой взгляд, такой алгоритм работы над заучиванием стихотворения активизирует внимание детей, зрительное восприятие, мышление (дети самостоятельно предполагают содержание стихотворения).
Таким образом, с помощью мнемотехники трудный процесс для многих детей, как заучивание стихотворений, превращается в веселый и увлекательный процесс. В свободное время дошкольники самостоятельно подходят к мнемотаблице и повторяют стихотворение. В результате на заучивание стихотворений уходит гораздо меньше времени и усилий, как со стороны дошкольников, так и со стороны воспитателей.
Крокирование – рисуночное письмо. С помощью этого метода у детей развивается
логическое мышление, фантазия, воображение, образная и зрительная память. Кроме того, крокирование способствует обогащению словарного запаса и развитию кругозора. Помогает запоминать стихи, фразы, тексты, расширять сферу общения.
Крокировать можно:
Понятия (в старших и подготовительных группах);
Загадки, пословицы, поговорки, стихи, причем изображать символы можно схематично или в виде рисунка, в зависимости от возраста ребенка.
Загадка: СТОЯТ В ПОЛЕ СЕСТРИЧКИ,
ЖЕЛТЫЙ ГЛАЗОК – БЕЛЫЕ РЕСНИЧКИ (Ромашки)
Применение этого приема развивает у детей память, внимание, мышление, позволяет легко и быстро без усилий усваивать предложенный материал.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Например: рассказ о себе.
Меня зовут. Маму зовут. Папа.
У меня есть младший (старший) брат (сестра).
Мама работает___, а папа.
Моя бабушка___ умеет вязать и шить, а дедушка___ любит заниматься в саду и мастерить что-нибудь из дерева.
Мы с братом (сестрой) любим отдыхать на даче у бабушки и дедушки. Там мы играем в мяч, купаемся в речке, ходим в лес.
Мы очень любим свою семью.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Я в своей работе по обучению детей пересказу использую методику группы авторов в составе Лебедевой Л. В., Козиной И. В.
В основу предложенной ими системы занятий положен единый алгоритм по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы. Алгоритм структуры занятия, включает в себя, помимо использования графических моделей, развитие внимания к синтаксису языка и построен в логической последовательности в работе над текстом. Пример графического плана к рассказу «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову) в старшей группе.
Всё вышеперечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Я использую в старшей группе такие игры с элементами мнемотехники : «Соедини пару» (на развитие ассоциативной памяти, «Нарисуй фигуру», «Хамелеон», «Фруктовый матч»(требует хорошей памяти, «Кто больше знает»(за минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета, «Найди общее»(тарелка-яблоко, «Продолжи ряд», «Чего не стало», «Обстановка в комнате».
Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.