Лучший педагог года

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Юлия Федорченко
Особенности речевого развития детей раннего возраста

Аннотация: в статье рассматриваются особенности речевого развития детей раннего возраста. Авторы анализируют особенности речевого развития детей раннего возраста на каждом из этапов.

Ключевые слова: ранний возраст, речь, речевое развитие в ДОУ, этапы развития речи, пассивная речь, активная речь.

Публикация «Особенности речевого развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Речь – это «инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта» [1, с. 36]. Главным событием в развитии малыша раннего возраста является его первичное овладение речью. Это событие перестраивает все психические процессы ребенка этого возраста. Однако надо учитывать, что овладение речью происходит постепенно, поэтапно. На первом году жизни речи, как таковой, еще нет. Она заменена невербальными средствами общения: эмоции, мимика, жесты, позы и т. д. И только на третьем году жизни ребенок непосредственно начинает общаться с помощью речи.

Между этими двумя периодами существует этап, который называют «этапом автономной детской речи» [1, с. 38]. Этот период присутствует в развитии каждого ребенка. Потребность говорить обусловлена двумя главными условиями:

1) потребность общения со взрослым;

2) потребность в предмете, который нужно обозначить.

В целом, в процессе овладения речью выделяются три основные этапа, «каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка» [2, с. 35].

На первом этапе таким центром является конкретный предмет. Ребенок «тянется к нему, сопровождает свои попытки мимическими и интонационно- выразительными движениями» [2, с. 35].

На втором этапе центром становится взрослый. При обращении к нему, «ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства» [2, с. 36]. Такие действия направлены, прежде всего, на то, чтобы обратить внимание на свои попытки.

На третьем этапе центром становится непосредственно слово. Ребенок начинает уже не только «смотреть на взрослого, но сосредотачивается на его губах, присматривается к артикуляции» [3, с. 67]. Это свидетельствует о том, что малыш не только слышит нужное слово, но и «видит» его. Поэтому важно, разговаривая с малышами, отчетливо «артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится» [3, с. 67].

Первая активная речь у ребенка раннего возраста появляется ко второй половине второго года жизни. Тогда и происходит, так называемый, «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи» [3, с. 68].

Третий год жизни малыша отмечается стремительно возрастающей речевой деятельностью ребенка. Дети уже не только слушают и понимают обращенную непосредственно к ним речь, но и непроизвольно прислушиваются к речи, которая к ним не обращена. Малыши уже могут понимать содержание небольших простых сказок и стихов. Дети раннего возраста в состоянии уже запомнить небольшие по объему стихотворения и сказки. Дети этого возрастного периода делают попытки рассказать взрослым о своих впечатлениях, о предметах, которые не находятся в непосредственном поле видения.

Таким образом, в развитии речи детей раннего возраста главная роль отводится взрослым – в детском саду, в семье. От речевой культуры взрослых, считает Л. Н. Павлова, «от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка» [1, с. 39]. Крайне необходимо, чтобы речь непосредственно взрослых «соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д., и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности» [1, с. 40]. Особое внимание должно уделяться звуковой стороне речи. Это обусловлено тем, что недостатки произношения исправляются самим говорящим гораздо хуже, чем недочеты словообразования.

Также, важное значение для полноценного речевого развития ребенка ран- него возраста имеет отношение к нему взрослого. Внимательное и доброжелательное отношение способствует развитию ответных положительных эмоций со стороны ребенка. Без этого невозможно установить с ребенком тесный контакт и развивать его речь. Воспитательное воздействие должно проводиться постоянно и целенаправленно. Только при комплексном и непрерывном развитии у детей будет полноценно и эффективно формироваться и развиваться речь.

Список литературы:

1. Павлова Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 168 с.

2. Сафина Л. А. Развитие речи детей раннего возраста // Педагогика : традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 35–37.

3. Чумакова И. Развитие речи ребенка раннего возраста (1–3 года) // Дошкольное воспитание. – 2012. – №12. – С. 67–71

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возрастаДидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возраста Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого развития детей раннего возраста
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 09:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД