Получи документы

Особенности речевого развития во многонациональных семьях (5 фото)

Айгуль Ямильевна Акифьева
Особенности речевого развития во многонациональных семьях
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Что такое семья

2. Семейные ценности и их влияние на формирование речи у детей

3. Разбор из практики

СЕМЬЯ

Родители играют важную роль в развитии речи у своих детей. Они являются первыми и основными образцами для ребенка, поэтому их речевое поведение и коммуникация с ребенком имеют огромное значение. Взаимодействие с ребенком начинается с самого рождения. Родители общаются с малышом, используя простые слова и фразы, повторяют звуки и жесты, чтобы привлечь его внимание. Это помогает ребенку осознать, что речь является средством общения и передачи информации.

Публикация «Особенности речевого развития во многонациональных семьях» размещена в разделах

Семья

Образ семьи — это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок видит на примере собственной семьи. Первичное формирование образа семьи происходит через взаимоотношения в собственной семье, особенности межличностных отношений, семейные ценности, традиции, участие в семейных праздниках, участие в трудовой деятельности и многое другое.

Особенности речевого развития во многонациональных семьях

Особенности восприятия семьи по Е. Кравцовой

1. Неблагополучной семьи у детей этого возраста не бывает. Ребенок, даже страдая от физических наказаний или от отсутствия внимания в неблагополучной семье, не осознает, что его семья имеет отрицательные характеристики.

2. Наличие общего пространства, которое является ведущим для определения семьи детьми дошкольного возраста. Дошкольники включают в свою семью тех, кого видят и воспринимают в данном помещении.

3. Представления о семье у детей дошкольного возраста связаны с тем, что члены их семьи выполняют какую-то определенную деятельность — папа делает ремонт, мама готовит обед, старшая сестра выполняет школьные уроки и т. п. Члены семьи, которые не действуют на глазах у ребенка, оказываются не входящими в состав его семьи.

4. Члены семьи для дошкольника не связаны никакими отношениями, так как, с их точки зрения, важно что-то делать в доме, тогда ты станешь членом семьи.

К концу старшего дошкольного возраста у детей появляется два образа семьи :

• Один образ идеальной семьи, который складывается на основе художественной литературы, мультфильмов и т. п.

• И образ своей конкретной семьи — связан с ощущениями, которые ребенок получает в семье

Влияние родителей

Родители также играют важную роль в развитии словарного запаса у детей. Они могут использовать разнообразные слова и названия предметов в повседневных ситуациях, объяснять значения слов и задавать вопросы, чтобы стимулировать ребенка к активному использованию новых слов. Кроме того, родители могут помочь развить у детей навыки грамматики и синтаксиса. Они могут моделировать правильные грамматические конструкции и предложения, а также помогать ребенку правильно строить свои высказывания.

Родители в семье

Коммуникация в семье также помогает детям расширять свой словарный запас. Родители могут использовать разнообразные слова и фразы в разговоре с ребенком, что помогает ему узнавать новые слова и их значения. Кроме того, родители могут читать книги и рассказывать истории своим детям, что способствует развитию их языковых навыков. Коммуникация в семье должна быть двусторонней. Родители должны не только говорить с ребенком, но и слушать его. Это помогает развивать навыки взаимодействия, а также учиться понимать и уважать точку зрения других людей.

Родители в семье

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова

Фото №1 Что такое семья

Русский язык

Самая большая ценность народа — его язык, на котором он говорит, пишет, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русские — единый восточнославянский народ, титульный и государствообразующий в России, имеющий собственный русский язык. Культура России — культура русского народа, других народов и народностей России и государств, предшествующих современной России и СССР. Культура России признана одной из самых богатых и многогранных культур мира.

Русский язык

Важной составляющей русской литературы является фольклор. Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений, загадки и колыбельные, сопровождающие все наше детство. Детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Фото №2 Семейные ценности и их влияние на формирование речи у детей

Богатство русской культуры, самобытность русского народа влияет на развитие речи ребенка, его сознание.

Русский фольклор (сказки, былины) обогащает речь ребенка. Сказки, поговорки, загадки, сопровождающие жизнь ребенка, закладывают в него то самое богатство русской речи, которым славится русский народ, определяют красоту русского слога и его поэтичность

Билингвы

Малыш постепенно понимает, что конкретному слову соответствует тот или иной предмет, явление, действие. В билингвальных семьях одним и тем же предметам и явлениям могут соответствовать различные слова.

Такая усиленная тренировка по запоминанию большого количества слов требует от малыша большей сосредоточенности и терпения, но это приносит со временем свои плоды.

Естественный билингвизм возникает в условиях, когда знание двух и более языков приобретается ребенком при постоянной коммуникации с носителями различных языков

Билингвы

Интересно, что дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, обычно в два или три года. Притом что дети, живущие в одной языковой среде, чаще всего начинают говорить до достижения первого года жизни.

Когда начинают говорить дети-билингвы, они обычно смешивают в речи несколько языков.

Например, одно слово ребенок говорит на русском, а другое — на итальянском. И это нормально для таких детей и обычно проходит к пяти-шестилетнему возрасту.

К этому моменту дети уже сознательно выбирают для общения тот язык, на котором им легче говорить.

Билингвы

Два мира вместо одного.

Ведь лучший способ изучить и познать другую культуру — это выучить язык этой культуры. Мама и папа из разных стран бессознательно передают ребенку те характерные особенности, которые присущи их культурам.

Так что билингвизм — это прекрасный навык для межкультурного общения. Ведь знание языков — это своеобразный мостик к пониманию культурных различий. А подобные навыки очень ценятся, например, на дипломатических должностях.

Билингвы

В процессе воспитания в многоязычной семье ребенок учится многозадачности и абстрактному мышлению. Интересно, что такие дети лучше справляются с задачами, требующими урегулирования конфликтов.

Фото №3 Разбор из практики СЕМЬЯ Родители играют важную роль в

Билингвы

Когда вы решились воспитывать вашего ребенка в мультиязычной среде, нужно определиться, как именно вы будете взаимодействовать.

Лучшую языковую стратегию можете определить только вы сами. Но цель одна — максимальное присутствие в повседневности каждого языка, который будет изучать ребенок. Ваши бабушки, дедушки и другие родственники могут быть помощниками в этом деле.

Самое главное — найти баланс взаимодействия ребенка и нескольких языков.

Так что стратегии могут быть разными, ведь жизненные ситуации, в которых будет расти ребенок, тоже будут меняться.

Стратегии

Стратегия «один — один»

«Один человек — один язык», или OPOL, пожалуй, самая распространенная стратегия в двуязычных семьях. Каждый родитель говорит на своем языке, особенно в разговоре один на один.

Родители, которые воспитывают ребенка по этой системе, часто выбирают третий язык, чтобы он был общим для всей семьи.

Стратегии

Стратегия «время — место»

Эта стратегия фокусируется на согласованном графике, согласно которому родители и дети говорят на разных языках. В этом варианте взаимодействия роль будут играть время и место.

Так, например, один язык можно использовать днем, а другой вечером.

Или разделить языки на будние и выходные. Кто-то даже чередует языки по неделям. А если говорить о выборе места, то на одном языке можно говорить дома, а на другом — за его пределами. Кто-то в доме использует разные комнаты для разных языков.

Стратегии

Но рано или поздно один из языков станет доминирующим.

Чаще всего им оказывается язык, на котором говорят в окружающей ребенка речевой среде (детский садик, магазин, соседи, детская площадка и проч.).

Фото №4 Развитие ребенка

Трудности

У детей-билингвов до 6–8 лет могут встречаться трудности перевода с одного родного языка на другой родной.

Это происходит потому, что не всегда можно перевести буквально.

При переводе с одного языка на другой мы часто заменяем слова синонимами, оставляя прежним лишь смысл высказывания.

Дети-билингвы до определенного возраста затрудняются это делать. Но с возрастом прекрасно этому обучаются. Так что и это не является проблемой. Это отражается как в речи, так и на письме. Возникает путаница, появляются признаки дислексии, дисграфии.

Разбор кейса № 1

Девочка, 7 лет. Живет в России.

Говорит на трех языках: русский, таджикский, башкирский. Родилась в Таджикистане. Позже родители (мама — башкирка, папа — таджик) переехали в Россию. Девочка неплохо владеет языками в разговорной речи, но при чтении и письме прослеживаются ошибки: путает окончания (род существительных и прилагательных, глаголов — «я пошел», «красивый ваза»). Так же говорит и папа. Девочка запоминает его речь и несогласование. На письме пропускает гласные или не дописывает окончания прилагательных.

Учится в русскоговорящей школе, но с уклоном английского языка. Говорит с акцентами на всех языках. Есть миофункциональные нарушения речи из-за неправильного прикуса.

Кейс № 1

Занятия

• Разработала план занятий в течение месяца

• Провела курс логопедического массажа (им посоветовал невролог в России)

• Также за счет игровых методик исправили несогласование (подбирали игры с куклами, фигурками в интерактивной песочнице, делали упор на сказки, фольклор стран ее родителей)

Кейс № 2

Мальчик, 4 года. Знает плохо и русский, и армянский. Путает слова. Дома говорят на разных языках. Ждут от логопеда четкой речи. Мальчик с СДВГ. Не сидит на месте, начинает и бросает нужное задание. Любит копировать картавость, поэтому звук уже устоялся. Есть речевые запинки в речи (из-за страха ошибиться в словах).

Беседа с родителями, как выстраиваю задания. Работали в игровой форме на компьютере (так быстрее запоминаются слова). Упор сделала на русский язык, сказки, стишки. Рисовали разных героев, предметы обихода, использовали вопросы и ответы в разговорной речи. Предложила выбрать один язык дома: утром, днем, вечером армянский (через день).

Кейс № 2

Обратились к неврологу по моей рекомендации. Невролог назначил курс БОС-терапии. Через два месяца занятий мальчик стал выстраивать предложения (работала по фразовому конструктору и мнемокарточкам). Словарный запас увеличился на русском и армянском языке. Стал понимать буквы, осваивает письмо. Поведение улучшилось, стал более усидчивым, стал доделывать (еще не все) задания и просьбы.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Пособия для развития речевого дыханияПособия для развития речевого дыхания Добрый вечер уважаемые коллеги!Как я уже писала, в этом году я работаю с детьми раннего возраста. Этот возраст очень значим для речевого.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Пособие для развития речевого дыханияПособие для развития речевого дыхания Пособие для дыхательной гимнастики своими руками Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает.

Пособие для речевого развития «Волшебные птички»Пособие для речевого развития «Волшебные птички» Образовательная область: Речевое развитие (рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста, в том числе для детей с особыми образовательными.

Сказочные пособия для развития речевого дыханияСказочные пособия для развития речевого дыхания Пополнение и обновление предметно-пространственной среды в группах ДОУ -процесс, требующий творчества, выдумки, фантазии, и, конечно же,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого развития во многонациональных семьях
Опубликовано: 19 февраля 2024 в 23:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности речевого развития во многонациональных семьях» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Ямильевна Акифьева (УИ 3356146) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД