Папки-передвижки

Особенности развития процессов запоминания

Светлана Литвинова
Особенности развития процессов запоминания

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ

Понятия и виды памяти

Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти, он утверждает, что в коре головного мозга образуется множество связей, которые могут сохраняться многие годы. Он пишет, что «возможность сохранения и последующего оживления временных связей представляет собой необходимую основу психической деятельности.» (стр. 41)

Публикация «Особенности развития процессов запоминания» размещена в разделах

В своих работах Р. С. Немов пишет, что впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся, эти процессы называют памятью. (стр. 218).

Из всех определений памяти, на мой взгляд, более ёмким является утверждение Р. С. Немова : «Более точно и строго память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.»(стр. 219). В его работах речь идёт о том, что человек, в отличие от других живых существ, обладает не только генетической и механической памятью, но у него есть речь, которая является мощным средством запоминания и способом хранения информации.

Говоря о памяти, Р. С. Немов отмечает, что у человека есть три вида памяти – произвольная, логическая и опосредованная, он пишет о том, что существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Он утверждает, что по характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Но не зависимо, от того, какой тип или вид будет у памяти, она в первую очередь зависит от того, как человек запомнил информацию, сохранил её и сумел в нужный момент ею воспользоваться. Целью своей работы мы поставили изучить процессы запоминания и поэтому давайте рассмотрим, что же такое запоминание.

Понятие запоминания. Способы и закономерности запоминания

По определению Маклакова А. Г. «Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации». (стр. 263)

По мнению Л. Д. Столяренко (стр. 58) выделяются следующие виды памяти (способы запоминания):

1.. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2.. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1) От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2) От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти;

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания). Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

В своей книге «Психология Книга № 1. Общие основы психологии» Р. С. Немов обращается к трудам Г. Эббингауза и говорит о следующих закономерностях запоминания, установленных в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал:

Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчётливостью и ясностью.

При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.

Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания, экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течении нескольких часов или дней.

Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего сказанного выше и изученного материала видно, что существует достаточно много факторов и особенностей влияющих на процессы запоминания.

Несмотря на схожесть протекания процессов запоминания у человека, существует множество различий и своеобразий. То есть, если мы хотим развить процессы запоминания у конкретного человека, нам необходимо знать и применять не только способы и «законы» запоминания, но и выявить уровень развития у него генетической, механической и логической памяти, определить преобладающие в процессах запоминания анализаторы и время сохранения материала, определить на сколько человек здоров физически и психологически. То есть данная работа помогла нам обобщить теоретические знания в области развития процессов запоминания и их особенностей, что должно способствовать в будущем более грамотному и осмысленному их использованию в практической работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Немов Р. С. ПСИХОЛОГИЯ В трёх книгах Книга №1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ / Р. С. Немов. – Москва, ГУМАНИТАРНЫЙ h, 2003.- 688 с.

2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. / А. Г. Маклаков – СПб; Питер, 2008 – 583 с.

3. Столяренко Л. Д. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ / Л. Д. Столяренко – Ростов – на – Дону, «Феникс», 2000 – 81 с.

4. Теплов Б. М. Психология / Б. М. Теплов – Москва, УЧПЕДГИЗ, 1953 – 121 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития психических процессов у дошкольниковДидактическая игра для развития психических процессов у дошкольников Цель. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, животных, птицах. Учить правильно группировать их и раскладывать в свой групповой ряд.

Мониторинг развития фонематических процессов у детей 5–7 лет Логопедическое обследование детей с ТНР включает в себя множество разделов: звукопроизношение, различение звуков на слух, звукослоговая.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Особенности полоролевого развития Проблема полового воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых. В настоящее время особенно актуальным становится.

Консультация для педагогов-дефектологов «Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения» Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения Особенности внимания. Внимание-это направленность и сосредоточенность сознания,.

Особенности развития детей в изобразительной деятельности Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Процесс создания рисунка приближается у малышей к игре - вначале они просто получают.

Развивающие игры как средство развития познавательных процессов. Конспект занятия по ФЭМП в старшей группеРазвивающие игры как средство развития познавательных процессов. Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе Путешествие в сказку». Цель: Развивать познавательные способности путём совместной (партнёрской) деятельности детей и педагога через использование.

Педсовет для педагогов «Результаты мониторинга уровня развития психических процессов детей 4–5 лет» Социально – личностное развитие. * Формируется самооценка, очень важно положительное отношение взрослого к ребенку. * Появляется способность.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития процессов запоминания
Опубликовано: 17 октября 2015 в 23:23
+272Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 151.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД