Получи документы

Особенности самообслуживания детей

Ульяна Сергеевна Сафонова
Особенности самообслуживания детей
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности самообслуживания детей

Проведение исследования. Проводят наблюдение за детьми 2-7 лет при выполнении

процессов самообслуживания в течение 2-3 дней, отмечая особенности освоения

следующих культурно-гигиенических навыков.

I. Умывание и туалет.

1. Правильно пользуется мылом при мытье рук, лица.

2. Моет руки по мере загрязнения.

3. Аккуратно и тщательно моет руки, предварительно подворачивая рукава одежды.

4. Вытирает руки, лицо насухо полотенцем.

5. Пользуется только индивидуальным полотенцем, вешает его на место.

6. Чистит зубы.

7. Причесывается.

Публикация «Особенности самообслуживания детей» размещена в разделах

8. Пользуется носовым платком.

9. Самостоятельно ходит в туалет.

10. Умеет пользоваться туалетной бумагой.

II. Прием пищи.

1. Ест ложкой, набирая большое количество пищи.

2. Правильно пользуется вилкой во время еды.

3. Пользуется ножом во время еды.

4. Ест опрятно, аккуратно, бесшумно, с закрытым ртом, тщательно пережевывая

пищу.

5. Пьет из стакана, чашки бесшумно, не проливая жидкость, держит стакан одной

рукой.

6. Пользуется салфеткой после еды.

7. Полощет рот после еды.

8. Умеет вести себя за столом (сидит прямо, не кладет локти на стол, не мешает

другим детям).

9. Выходя из-за стола, тихо задвигает стул, благодарит взрослых.

10. Убирает за собой посуду.

III. Одевание и раздевание.

1. Самостоятельно снимает и надевает отдельные части одежды.

2. Одевается и раздевается в правильной последовательности.

3. Следит за своим внешним видом, замечает и исправляет непорядок в одежде.

4. Выбирает себе одежду в зависимости от ситуации (для сна, прогулки, дома, гостей)

и сезона.

5. Застегивает пуговицы.

6. Правильно обращается с “молнией”, “липучками”, кнопками.

7. Завязывает пояс, застегивает ремень.

8. Зашнуровывает ботинки.

9. Аккуратно складывает или вешает одежду в определенном порядке и месте.

10. Бережно относится к одежде и обуви, следит за ней, приводит в порядок, чистит,

просушивает, моет.

Обработка данных.

Данные протоколов анализируют по схеме.

1. Эмоциональное отношение к процессам самообслуживания :

– какие эмоции переживает ребенок (безразличен, относится отрицательно,

испытывает удовольствие);

– чем они вызваны (интересом к самому процессу или его результату; гордостью за

свои достижения, успехи; свойствами предметов или веществ: полотенце с яркой

картинкой, теплая вода, необычная пища и пр. ; оценкой деятельности ребенка со стороны

взрослого или сверстника: одобрение, замечание, указание на ошибки и пр. ; неумением

правильно действовать и пр.). Положительное отношение к процессам самообслуживания

выступает важнейшей предпосылкой для эффективного освоения культурно-

гигиенических навыков.

2. Что важнее для ребенка в самообслуживании – процесс или результат, обращает ли

он внимание на качество выполнения? Стремление к правильному выполнению действия

способствует успешному формированию навыков. Важно, чтобы в сознании ребенка были

синтезированы цель (что) и способ действия (как, чтобы способ действия был подчинен

его цели.

3. Проявление нравственно-волевых качеств в процессах самообслуживания :

– какие качества проявляются (аккуратность, опрятность, чистоплотность или

неряшливость, небрежность в одежде, обуви, дисциплинированность, настойчивость,

решительность и пр.);

– насколько часто они проявляются (иногда, время от времени, всегда, организует ли

свое поведение сам или по напоминанию взрослого).

4. Следование правилам поведения в самообслуживании :

– каким правилам подчиняется (мыть руки перед едой; за столом сидеть прямо;

правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой; не мешать товарищам во

время еды и пр.);

– подчиняется правилам самостоятельно, по требованию или напоминанию взрослого,

всегда ли помнит о них.

5. Характер взаимоотношений со сверстниками в процессах самообслуживания :

– общается на посторонние темы или по поводу выполняемого действия;

– причиняет ли неудобства сверстнику или учитывает его интересы;

– замечает ли качество действий у сверстников; нарушение ими последовательности

действий, правильности и условий их осуществления или же норм, лежащих в их основе,

например, нельзя брызгаться водой, руки нужно намыливать тщательно?

– как реагирует на замеченные нарушения (обращается с жалобой-заявлением к

воспитателю, сам делает замечание, дает указания или пытается учить, объясняет,

старается помочь, перенимает способ действия сверстника, например сам начинает

брызгаться водой и др. ?

– мотивирует ли свои замечания ссылкой на порицаемый или одобряемый образец

поведения (“Не кривляйся! Нельзя же за столом!”) или обосновывает необходимость

следования правилам (“Не брызгайся, а то платье будет мокрое!”?

– как относится к замечаниям в свой адрес со стороны сверстников (доказывает свою

правоту, прислушивается к замечаниям и исправляет ошибку, продолжает делать по-

своему?

– оценивает ли ровесника или сам им оценивается? Важность данных показателей

определяется тем, что через оценку другого ребенка дошкольник подходит к самооценке

процесса и результата своей деятельности. Делая замечание сверстнику, он утверждается

в том, что сам правильно понимает смысл действия и условия его осуществления.

6. Характер взаимоотношений со взрослыми в процессах самообслуживания :

– какова роль взрослого в осуществлении этих процессов (побуждает ребенка к их

выполнению, контролирует ход выполнения и оценивает результат, передает знания,

помогает в правильном выполнении);

– по какой причине и в каких ситуациях ребенок обращается за помощью ко

взрослому? Необходимо помнить, что именно взрослый является арбитром в разрешении

конфликтов и источником необходимой информации для детей. Он выступает как

образец, с которым ребенок сравнивает свои действия;

– как принимает помощь взрослого? Пассивно (“Сделай. ”) или активно (“Научи,

как. ”);

– как относится к замечаниям в свой адрес со стороны взрослого (возражает,

доказывает свою правоту, прислушивается и исправляет ошибку, продолжает делать по-

своему);

– стремится ли к положительной оценке взрослым своего результата, демонстрирует

ли достигнутое (“Я чисто вымыл!”, “Я правильно застегнул пуговицы!”? Оценка

взрослого выступает как важнейшее условие формирования навыка и привычки, помогает

осознать правильность выполнения действия, способствует становлению адекватной

самооценки, уверенности в своих силах, гордости за свои достижения.

7. Реакции ребенка на воздействие со стороны взрослого или сверстника (не замечает,

соглашается, учит, спорит, оценивает и пр.).

8. Сформированность культурно-гигиенических навыков оценивается по следующим

характеристикам действия:

– правильная последовательность операций;

– быстрота, темп, точность, ловкость, экономичность, целесообразность, отсутствие

лишних движений;

– качество выполнения (низкое, среднее, высокое);

– наличие контроля (за каждой операцией, некоторыми или его отсутствие, поскольку

действие автоматизировано).

9. Сформированность привычки выполнять культурно-гигиенические процедуры

проявляется в следующих случаях:

– если ребенок испытывает внутренний дискомфорт при невозможности совершить

необходимое действие, например отказывается есть, если не помыл руки;

– если выполняет необходимые действия по своей инициативе, без напоминания

взрослого и без его контроля.

10. Самостоятельность в самообслуживании :

– какими навыками и привычками владеет?

– как реагирует на столкновения с трудностями (преодолевает их самостоятельно,

обращается за помощью к взрослому или сверстнику, плачет, прекращает выполнение и

пр. ?

– необходим ли контроль взрослого при выполнении действия и на каких его этапах?

– умеет ли ребенок оценивать достигнутый результат, свои умения и возможности и

насколько объективно это делает? Определяют, на какой из четырех ступеней в развитии

самостоятельности находится ребенок. На первой ступени, начальной, малыш пробует

свои силы, убеждается в своих возможностях; выполняет свои действия с помощью

взрослого и с удовольствием, но остается безразличным к способу выполнения, при

трудностях легко отступает, ожидает помощи взрослого даже в освоенных

микропроцессах. Стремление к самостоятельности неустойчиво, недостаточно выражено.

На второй ступени неустойчивое “Я сам умею!” приводит ребенка к

самостоятельному выполнению постоянно расширяющегося круга умений в

микропроцессах. Но требуется помощь взрослого в выполнении целостных процессов,

контроле их качества. Способ действия становится объектом внимания ребенка, он

проявляет интерес к его процессу, четкой целенаправленности еще нет, действие

выполняет с удовольствием, настойчиво, но может легко отвлечься, так как результат

вначале безразличен. Стремление к самостоятельности, желание самоутвердиться ярко

выражено, формируется привычка к самостоятельности. Отрицательно относится к

помощи в тех действиях, которыми овладел. По предложению воспитателя оказывает

помощь сверстникам и взрослым.

На третьей ступени устойчивое “Я сам умею!” сказывается в овладении ребенком

рядом умений, навыков и привычек. Возникает интерес к качеству действия, к результату.

Ребенок проявляет упорство и настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в

своих силах, упорно отказывается от помощи при выполнении, но ищет поддержки в

оценке правильности действий. Ряд целостных процессов выполняет самостоятельно при

незначительной помощи взрослого. Начинает действовать не только из непосредственных

побуждений, но и ради других.

На четвертой ступени появляется независимость ребенка от взрослых, основанная на

прочных умениях, навыках, привычках чистоплотности и аккуратности в быту. Ребенок

осознает необходимость бытовых процессов, цель действия и подчиняет ей способ

выполнения. Целостные процессы самообслуживания выполняет самостоятельно, с

хорошим качеством, не отвлекаясь. Без напоминаний следит за своим внешним видом,

трудности преодолевает самостоятельно, настойчиво ищет выход из затруднений,

инициативен, уверен в себе, требователен, объективно оценивает. Обнаруживает

устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику.

Делают выводы об особенностях освоения детьми процессов самообслуживания :

эмоциональном отношении к этим процессам; знании последовательности их

осуществления и правил поведения в быту, а также понимании того, что окружающие

одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности; владении

технической стороной культурно-гигиенических навыков; степени самостоятельности в

самообслуживании.

Полученные данные соотносят с таблицей 1. Выясняют, насколько соответствует

освоенное содержание культурно-гигиенических навыков и способы их выполнения

возрастным возможностям детей. Анализируют причины несоответствия.

Сформированность навыков, самостоятельность и качество их выполнения

оцениваются в условных баллах: 0 баллов – навык не сформирован или начинает

формироваться при постоянном контроле взрослого; 1 балл – навык освоен только

частично, поэтому его качественное выполнение требует контроля взрослого и его

помощи; 2 балла – навык полностью освоен, выполняется самостоятельно и на достаточно

высоком уровне. Подсчитывается общее количество баллов. На основе полученных

показателей детей распределяют по трем уровням освоения процессов самообслуживания.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Учимся раздеваться, одеватьсяФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Учимся раздеваться, одеваться Продолжаю делиться опытом по трудовому воспитанию детей раннего возраста. Программные задачи трудового воспитания, связанные с самообслуживанием:.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Фотоотчет по формированию навыков самообслуживания у детей с синдромом ДаунаФотоотчет по формированию навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна Формирование навыков самообслуживания. У детей с синдромом дауна наблюдаются проблемы с моторикой, навыками самообслуживания,.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности самообслуживания детей
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 21:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности самообслуживания детей» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Сергеевна Сафонова (УИ 1703075) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД