алена назарова
Особенности создания информационно-развивающей среды для воспитанников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Особым побудителем к активному взаимодействию ребенка с окружающей средой является ее содержательная сторона и принципы подачи информации в соответствии с уровнем понимания ее ребенком.
Для воспитанников с проблемами в развитии в силу обедненности их представлений об окружающем мире часто бывает трудно понимать различные ситуации, игры и игрушки.
Публикация «Особенности создания информационно-развивающей среды для воспитанников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Для слепых и слабовидящих воспитанников социально значимо обеспечение доступности зрительной информации за счет акцентуации характерных визуальных признаков, адаптации содержания и четкости изображения иллюстраций. А для наиболее полного понимания содержания материала необходимо поэтапное введения их в информационное поле по заданным алгоритмам для осязательного, слухового, обонятельного восприятия.
Своеобразие организации информационного поля коррекционно-развивающего пространства, реализация принципа оптимальной информационной наполненности предметно-развивающей среды во многом определяют успешность преодоления разрыва между ребенком и окружающей средой.
Доступность и целесообразность всех структур среды, ее частей и модулей определяется мерой активного действия ребенка. Поэтапное, пластичное, вариативное и инвариантное включение ребенка в среду и ее направляющий характер является одним из основных принципов организации. Иногда среда носит проблемный характер, с тем, чтобы обеспечить ребенку возможность самостоятельного решения задач.
При этом доходчивость средовых ситуаций нацеливается на формирование адаптивных способов действий. Так для облегчения воспроизведения содержания сказки воспитанникам предлагаются варианты алгоритмов сюжетных картинок, управляющих составлением рассказа.
Здесь можно дать готовый вариант дидактической игры, или же в иллюстративно-графическом изображении усилить контуры предметов, убрать лишние элементы, уменьшить количество объектов.
Информационное поле коррекционно-развивающего пространвства отличается динамичностью, многоаспектностью и функциональной направленностью. Динамичность обеспечивается за счет использования готовых модулей, приспособлений, удобных для хранения и развертывания различных средовых ситуаций сообразно задачам общеразвивающего и коррекционно-развивающего процессов.
К ним относятся сумки-переноски, корзины с набором игрушек, рюкзаки с набором соответствующего материала, стойки - переноски, платформы на колесах, комплекты с набором различного материала игрового, хозяйственно-бытового, спортивного и дидактического характера.
Многоаспектность информационного поля демонстрируется ребенку для выстраивания средовых ситуаций за счет привлечения частей из разных блоков и модулей, создающих новые игровые, или дидактических условия. Рассмотрим на примере использования игр с куклами, где дети получают различные навыки одевания, кормления, ухода.
После проигрывания этих ситуаций с куклами, ребятам предлагаются задания с переносом этих действий на себя: «Сделай прическу так, как у куклы», «Наряди себя так, как одела куклу». В ситуации «Готовимся пойти в гости» дети одевают и наряжают кукол и самих себя. У витрины магазина дети получают задание: «Покупаем подарки», «Торт в подарок».
В блоках, отражающих стирку, чистку одежды, игры с телефоном ребята привлекаются к заданиям типа: «Приводим в порядок свою одежду», «Заказываем такси». Подобные упражнения позволяют детям игровые действия соотносить с реальными бытовыми ситуациями.
Рациональное использование игрушек и игрового материала носит поэтапный характер проигрывания отдельных операций, ролевых действий, связанных с определенной игрушкой. Это позволяет учитывать разный уровень возможностей и запросов дошкольников, скорость обретения ими навыков владения игрушкой и уровень самостоятельной готовности ребенка контактировать с многообразием игрового материала и своими сверстниками.
Продумывая систему вовлечения ребенка в различные средовые условия, следует учитывать не только их доступность, но и постепенность увеличения количества объектов.
Изменения в отдельных компонентах среды, заменяемость одного блока на другой необходимое условие для обеспечения «зоны ближайшего развития»,
Органическое соседство игровых ситуаций, которые могут быть объединены, трансформированы, обогащены, видоизменены - важное требование для развития самостоятельности ребенка, коррекции социального недоразвития, активизации непроизвольного интереса ребенка к той или иной игровой или дидактической ситуации.
Комбинации различных игровых и средовых ситуаций должны способствовать пониманию воспитанниками жизненных связей, практических действий в окружающей жизни и учить самостоятельному воспроизведению их.
С большой осторожностью следует преподносить различные игровые ситуации, в которых воспитанникам не все известно. Следует дозировать количество объектов, операций и действий с ними.
Психоэмоциональная насыщенность игрового и дидактического материала учитывает своеобразие коммуникативных навыков и познавательных возможностей воспитанников.
Важно обеспечить каждого ребенка именно тем материалом, который наиболее актуален для него. Одного ребенка может удовлетворить игра с одной игрушкой, а для другого - большой набор различных игрушек, объединенных в определенный сюжет.
Естественная связь коррекционно-развивающего пространства с моментами жизни воспитанников в семье или детском саду требуют опоры на ту информацию, которая понятна ребенку, исходя из его возможностей познания ее, и может затем быть использована им в игровых ситуациях.
При подборе материала необходимо помнить о специфических задачах, направленных на решение проблемы недостаточности образного мышления, на преодоление сложностей предметно-практической деятельности и преодоление трудностей общения с окружающими людьми.
Набор игрового материала может быть ориентирован на уточнение конкретизации образов предметного мира, на упражнение в предметно-практическом исполнении различных действий и обретение опыта общения через ролевые ситуации.
В организации коррекционно-развивающего пространства учитываются интересы и склонности воспитанников с тем, чтобы удовлетворить их желания контактировать с окружающим миром, вызвать радость от собственных действий, обеспечить возможности быть постоянно занятым и создать условия для самостоятельного выбора интересных игр и занятий.
В этом случае жизнь ребенка наполняется конкретным содержанием, а его психоэмоциональная удовлетворенность от предлагаемых занятий приводит к самоутверждению и уверенности в своих социально-адаптивных возможностях.
Совершенствование социальной ориентации адаптации за счет создания соответствующей коррекционно-развивающего пространства позволяет не только расширить социально-адаптивные возможности ребенка, но и обеспечивает необходимые для практики жизни сведения и пути вхождения в реальные жизненные условия.
И, наконец, обеспечивая соответствующие условия для овладения социальным опытом, следует уделять внимание целесообразности рационального порядка, упражняемости ребенка в сохранении его.
Это обеспечивает формирование привычки сохранять упорядоченный уклад жизни, как условие устойчивого, гармоничного взаимодействия с окружающей средой, достаточно полно отвечающей на социальные потребности ребенка и адекватного взаимодействия его с окружающим миром.