Татьяна Власова
Особенности усвоения математических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Математические представления детей дошкольного возраста в
рамках ФГОС имеют свои трудности. В первую очередь, сложности
возникают в самом предмете. Математика – наука, основанная на
абстрактном (субъективных образах, нередко тяжела в понимании
дошкольника, потому что в этом возрасте понимание ребенка
складывается из наглядно-образных представлений.
В раннем возрасте ребенок постигает математические понятия,
Публикация «Особенности усвоения математических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах
связанные с числом, геометрическими фигурами, формой предметов,
простейшими величинами и вычислениями. Все данные навыки
ребенок постигает на эмпирическом уровне, а, следовательно, навыки
можно назвать элементарными. Изучение математики в раннем
дошкольном возрасте важно не только для подготовки ребенка к
школьной программе, но и для его всестороннего развития. Благодаря
математическим представлениям формируются : пространственные и
временные понятия окружающей действительности, логическое
мышление, память; развитие познавательных интересов,
закладываются навыки к информатизации и интеллектуальным
способностям. Для детей изучать новое всегда удобно во время
разнообразных игровых ситуаций, носящих предметно-практическое
значение для решения различных математических задач. При усвоении
математических представлений дошкольнику важно, чтобы само
помещение группы и участок детского сада были достаточно
насыщены предметоразвивающими объектами, специальными
группами предметов, отличающимися по размеру, цвету, форме, при
помощи которых педагог может обыгрывать различные
математические действия. Математические операции могут быть
различными. Например, выделение из целого части, знакомство с
объемом при помощи жидких и сыпучий веществ или небольшие
задачи по привитию временных рамок и обучению определения
времени по часам и т. д. Старшие дошкольники в этом возрасте легко
различают части суток, времена года и знакомятся с календарем, т. е.
уясняется последовательность сменяемости, логическое изменение
времени.
Дети могут выполнять действия с предметами, в игровых
ситуациях переставлять предметы влево, вправо, выбирать по форме,
цвету и размеру. Данные действия способствуют накоплению
сенсорного опыта о различиях в предметах. Задачки по нахождению
групп однородных и единичных предметов в окружающей обстановке
позволяют формировать у ребенка внимательность и память. Педагог
вовлекает детей в игры, в которых предметы группируются,
сравниваются, сосчитываются, при этом главную роль в
математических процессах отводятся дошкольнику. Они
придумывают условия игры и анализируют ситуации, а также
знакомятся с символами и условными обозначениями. Педагог дает
возможность детям, рассматривая объекты, придумывать различные
образы геометрических фигур и числа, допускает различные варианты
решений, попросит детей их озвучить и показать их в движении.
В раннем возрасте у ребенка формируется еще одно важное
понятие – это пространственная перспектива: удаленность или
близость предмета, отражение его величины и многое другое
позволяют опознавать и обследовать объект с точки зрения сенсорных
процессов и мышления. В это время дети легко самостоятельно
сопоставляют предметы по величине и протяженности. На вопрос
педагога, какая сторона предмета больше или меньше, дети
преимущественно правильно могут дать ответ. В игровых ситуациях
детям необходимо ставить задачи: поставить предметы по высоте,
длине, ширине и т. д. Важность сравнений для обучения дошкольников
в том, что, выполняя подобные задания тренируется у них глазомер и
точность исследований. Дети учатся измерять условными мерами, как
например в мультфильме «38 попугаев» и общепринятыми мерами.
Например, можно песок в детском ведерке (на игровой площадке)
измерить игрушечными лопатками, ложками, формочками и т. д. А
можно линии в тетрадке измерить клеточками или линейкой. В
дошкольном возрасте формируются геометрические понятия.
Сравнивая или находя геометрические фигуры во множестве других, у
ребенка развивается геометрическая зоркость, а также навыки умения
анализировать.
Для формирования математических способностей у
дошкольников, развития у них навыков письма, рисования, написания
цифр можно успешно использовать графические диктанты.
Интересная методика, когда дети, выполняя задания по клеточкам в
тетрадях под диктовку педагога или родителя графически изображают
небольшой рисунок. Для ребенка выполнение несложных действий
таких, например, 2 клеточки вверх, 1 клеточка вправо и т. д. не
составляет сложности, но его радость велика, когда в ходе работы
получается рисунок. Графические диктанты расширяют кругозор и
память, а также развивают усидчивость и дисциплину.
В будущем, пошаговые действия, касающиеся простейших
математических представлений в дошкольном возрасте, могут
послужить хорошей практикой на начальном уровне
программирования и информирования. Дети в дошкольном возрасте
учатся пользоваться компьютером. Чем раньше дети получат основы
работы c информационными средствами, тем успешнее будет
проходить у них учеба в школе. Для этих целей отлично иметь детский
мини-робот Вее-Воt «Умная пчела». Примечательно то, что
использовать игрушку можно, как и для индивидуальных занятий, так
и для групповых, а также придумывать все новые и новые заданияигры, которые будут способствовать развитию не только
математических представлений, но и воображения, творчества и
формированию у ребенка знаково-символичной функции мышления.
В дошкольном возрасте быстро формируются речевые навыки.
Например, обучая простейшим математическим вычислениям, педагог
повторяет количественные и порядковые числительные. Например,
три – третий. Это делается специально, чтобы два понятия выступали
в сознании ребенка в единстве. При этом педагог, выслушивая от
ребенка ответ на задание, просит дать точный и развернутый ответ.
Следовательно, ребенок будет обогащать свой опыт все новыми и
новыми фразами и речевыми оборотами, что будет способствовать
развитию его коммуникативных навыков и личностному росту.
Зачастую первоклассники не могут решить математические задачи,
потому что не знают значения смысла многих слов. Поэтому
дошкольникам необходимо объяснять понятия таких слов, как:
поделили, принесли, прилетели, убыли и т. д., которые зачастую
используются в задачах по математике. Чтобы проверить понимания
смысловых значений слов у детей, педагог просит их самим придумать
свои задачи на какие-либо предметы. Для успешного обучения
дошкольников могут использоваться дидактические пособия, такие
как палочки Кюизенера и наборы блоков Дьенеша, которые
представляют собой универсальные средства по обучению
математическим представлениям. Создавая игровые ситуации во
время обучения детей, педагог стимулирует детское творчество и
образную память дошкольников.
Построение обучения дошкольников основано на их
психических и физиологических особенностях к этому возрасту. Во
время занятий педагоги используют физкультурные или динамические
паузы. Физиологическая особенность динамических пауз – это
здоровьесбережение (предупреждения утомляемости) и переключение
ребенка на новый вид деятельности. Рационально использовать при
этом: стихотворную форму с веселыми заданиями, музыку,
наглядность и повторения, имеющие математическую составляющую.
Усвоение математических представлений у дошкольников дает
им значительное количество преимуществ перед сверстниками в
процессе изучения школьной программы. К ним можно отнести
высокую усвояемость учебного материала, построенного на
абстрактных образах, лучшее понимание точных и гуманитарных наук
за счет более умелого построению логических цепочек и
умозаключений. Кроме того, это способствует не только к привитию
математической культуры, но и развивает адаптацию к процессам
информатизации, происходящих в обществе.