Получи документы

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента

Аня Еремеева
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента

Одно из важных направлений нашего времени, является признание личности человека. Особое внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя. При этом важную роль играет индивидуальный подход. В последнее время педагоги при работе с детьми стараются использовать личностно-ориентированный подход, который опирается на особенности нервной системы, темперамента каждого ребенка. Именно они определяют степень активности ребенка и влияют на развитие и проявление внимания.

Публикация «Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента» размещена в разделах

Актуальность изучения индивидуального подхода в дошкольном возрасте очень высока, при этом необходимо учитывать особенности темперамента и уровень внимания детей [2].

Большинство ученых и практиков признают, что темперамент является важным условием, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Если не будет учитываться преобладающий тип темперамента в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, то ему сложно будет раскрыть свои таланты и особенности личности [3].

С целью изучения особенностей внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента было проведено исследование. На начальном этапе исследования был проведен констатирующий этап эксперимента, в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Результаты исследования показали, что у 15% детей выявлен очень высокий уровень объема внимания, у 25% детей выявлен высокий уровень объема внимания; у 40% детей был выявлен средний уровень объема внимания, у 20% детей был выявлен низкий уровень объема внимания, у 20% детей был выявлен высокий уровень концентрации внимания. Также у 50% детей выявлен средний уровень концентрации внимания, у 30% детей выявлен низкий уровень концентрации внимания; у 10% детей выявлен очень высокий уровень распределения внимания, у 20% детей выявлен высокий уровень распределения внимания, у 30% детей был выявлен средний уровень распределения внимания; у 25% детей выявлен низкий уровень распределения внимания, у 15% детей выявлен очень низкий уровень распределения внимания, у 30% детей выявлен высокий уровень устойчивости и продуктивности внимания. Также у 35% детей выявлен средний уровень устойчивости и продуктивности внимания, у 35% детей выявлен низкий уровень устойчивости и концентрации внимания. Преобладающим типом темперамента у этих детей является холерический тип. У детей с высоким уровнем объема, продуктивности и устойчивости внимания преобладающим типом темперамента является сангвинический.

Устойчивость и сосредоточенность внимания у детей с сангвиническим типом темперамента зависят от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им. Однако даже при наличии интереса дети-сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чем-то одном, они часто отвлекаются. Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым распределением внимания. Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности. Их не страшит даже монотонная работа: в течение отведенного времени все дети-флегматики сосредоточенно выполняли задание. Но им необходимо длительное время для того, чтобы сосредоточиться, из-за этого иногда может показаться, что ребенок не слышал или не понял речь, обращенную к нему. Кроме того, флегматики испытывают определенные трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания. Меланхоликам непросто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание. И наоборот: холерики и сангвиники отказывались от выполнения монотонной работы, а меланхолики доводили ее до конца.

Далее была проведена коррекционная работа с детьми, имеющими низкие показатели внимания. Результаты коррекционной работы показали, что использование специальных игр и упражнений является эффективным средством в преодолении возникающих трудностей. В результате проведенной работы отмечаются положительные сдвиги в уровне объема, продуктивности и устойчивости внимания.

При повторной диагностике детей старшего дошкольного возраста были выявлены следующие изменения: у 28% детей изменился уровень объема внимания, у 28% детей изменился уровень концентрации внимания, у 86% детей изменился уровень распределения внимания, у 43% детей изменился уровень устойчивости и продуктивности внимания.

Положительные результаты свидетельствуют о целесообразности комплексной коррекционной работы.

Литература

1. Баскакова, И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников [Текст] / И. Л. Баскакова - М. : Издательство «Институт практической психологии», 2002. - 263 с.

2. Гальперин, П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая - М., 2000. - 432 с.

3. Стреляу, Я. Роль темперамента в психологическом развитии / [Текст] : Пер. с пол. под общ. ред. И. В. Равич-Щербо. Я. Стреляу - М. : Прогресс, 2000. - 274 с

Публикации по теме:

Конспект занятия на развитие внимания и зрительно-моторной координации с детьми старшего дошкольного возраста Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на развитие внимания и зрительно – моторной координации. Занятие проходит с подгруппой.

Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание.

Опыт работы «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста» Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: - способностью ощущать и воспринимать окружающий.

Особенности формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста Дружеские отношения дошкольников складываются благодаря социальной потребности каждого ребенка в общении с другими людьми. Избирательность.

Особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста Особое место в становлении социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. Вырастая, он переносит свои детские.

Особенности формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги!Разрешите поделиться с Вами опытом логопедической работы. Возможно эта информация пригодится не только логопедам, но и.

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста УДК ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Науменко Светлана Васильевна студентка 3 курса направления.

Консультация для воспитателей «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении,.

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством техник рукоделия В работе с дошкольниками основным показателем работы считается успешное обучение детей в школе. Одним из показателей интеллектуальной готовности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 17:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД