кима казарян
Особенности воспитания девочек и мальчиков дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство родителей утверждают,что нет никакой разницы в воспитании мальчиков и девочек. Современное воспитание детей можно с уверенностью назвать однополым. Мы воспитываем одинаково мальчиков и девочек. Хотя в воспитании мальчика и девочки существует принципиальная разница, так как у них разная природа. Исторически принято, что мужчина обеспечивает семью, а женщина воспитывает детей и организовывает общий быт семьи.
Публикация «Особенности воспитания девочек и мальчиков дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей» размещена в разделах
До 12 лет у девочек формируется логическое мышление, а после, у них проявляется активный эмоциональный рост. У мальчиков, наоборот, первый этап формирования — эмоциональный, они живут на эмоциях. У них с 12 лет выстраивается отношение к миру, начинают развиваться логические схемы.
По мнению психологов и педагогов,с социальной точки зрения,мужчиной и женщиной не рождаются. С родителей начинается развитие личности девочки и мальчика, и наша задача воспитывать своих сыновей и дочерей согласно их природе, учитывая их гендерные различия. До 12 лет девочкам нужна логика, структура, а мальчиков учат через сказки, через игры, через практические опыты, иначе им неинтересно.
Задачи полового воспитания ребенка должны разделить родители и педагоги дошкольного учреждения. Очень важно у детей дошкольного возраста формировать идеальный модуль семейных отношений. Оформление стереотипов мужского и женского поведения происходит через семейное и общественное воспитание. Формировать поло ролевое поведение нужно с раннего возраста и делать это в тесном контакте с семьей. Именно родители являются для ребенка первым образцом поведения. Манера общения, особые нюансы общения матери и отца отпечатываются на психике ребенка. Даже детские игрушки, будь то кукла для девочки или конструктор для мальчика, закрепляют стандарты поведения полов.. Непременно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. То же самое относится и к одежде.
В формировании социальных ролей мужчины и женщины, отца и матери, мужа и жены, бабушки и дедушки незаменимыми являются сказки. Мужественность и женственность в ребенке нужно воспитывать, и это воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Нужно детям дать возможность общаться в социуме, для укрепления этих представлений. Целесообразно провести беседы как с мальчиками и девочками отдельно, в форме "секретных совещаний", "разговора по душам", так и со всеми детьми вместе, например, о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, являются первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения,если она подобрана с учетом возрастных особенностей ребенка. В процессе совместной деятельности,и в дальнейшем,способствует взаимопониманию и умению оценивать отношения мужчин и женщин. В дальнейшем ребёнок находит чёткое разделение своего места и обязанностей в семье.
Выбирая литературу, важно, чтобы она была написана доступным языком для ребё нка: эмоционально интересной и имела красочное описание внешности и характера героев. Через восприятие сказки закладывают основы нравственного сознания ребенка. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Значительное место в формировании представлений о женственности и мужественности принадлежит играм-драматизациям по знакомым произведениям. Сказка является составляющей субкультуры детей раннего возраста. Происходит воспитание самосознания, сохранения народных традиций. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я дракон ”,“Я рыцарь ”,“Я - космонавт”, “Я - мама”, “Я - доктор”, а, что является самым главным, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с обществом. Игровое действие является способом осуществления роли.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента в человеческих отношениях.
В половом воспитании ребенка особую роль играет психологическая обстановка в семье. Результаты многих исследований, проведенных учеными из разных областей науки, указывают на то, что учитывая половую дифференциацию, наибольшее влияние на психику сына оказывает отец, а на психику дочери – мать. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Мальчик нуждается больше в доверии, девочка нуждается больше в заботе. Девочка тем больше становится способной проявлять верность, веру в близкого человека, чем больше заботы она получила в детстве. В свою очередь, мальчику нужна большая доза доверия, признания, славы, прославления, поощрения, чтобы он сохранил мотивацию.
Помните,что дети это зеркало, которое отражает быт и поведение своих родителей.