Лучший педагог года

Особенности восприятия информации детьми

Наталья Зубкова
Особенности восприятия информации детьми

Особенности восприятие информации детьми

Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звёзды.

Иммануил Кант

Дошкольное детство — один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.

Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление.

Восприятие – это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития.

Публикация «Особенности восприятия информации детьми» размещена в разделах

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира : узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации. Однако возникает вопрос, почему одни дети схватывают эту информацию на лету, другие же не могут усвоить даже после многократных повторений.

Дело в том, что каждый ребенок отличается индивидуальными особенностями восприятия

По ведущему каналу восприятия все люди делятся на

Аудиал -такой ребенок лучше всего воспринимает информацию на слух, для него важны интонации, тембр голоса, то есть не то, что говорят, а то, как говорят. Любят слушать, когда им читают, как правило, знают много стихов, рано проявляют интерес к самостоятельному чтению, задают много вопросов, любят сочинять разные истории и небылицы, охотно слушают аудиозаписи.

Визуал - восприятие — зрительное. Эти дети ориентируются прежде всего на образы, картинки. Они, скорее, будут разглядывать иллюстрации в книжках, чем слушать то, что читает взрослый. Охотно играют в настольные игры, любят пазлы, рисовать и лепить.

Около 85%-88 % информации получает человек с помощью зрения. Не удивительно поэтому, что тип визуал изо всех психотипов — самый распространённый.

Кинестетики - все воспринимают через ощущения, чувства и движение, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными.

Почему важно знать, к какой категории относится ребенок?

Редко можно встретить человека с одним ярко выраженным видом восприятия, у большинства людей он смешанный. Но доминирующий способ восприятия остается на всю жизнь, следовательно, строить образовательный процесс необходимо с учетом этих особенностей.

Существует несколько моментов, обратив внимание на которые, вы сможете понять, к какой категории относится ребенок.

1. Речь.

Визуалы используют в повседневной речи слова, которые связаны со зрением, например, «смотреть», «видеть» и т. п.

У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом.

Кинестетики же чаще всего описывают свои чувства или же движения.

2. Внимание.

Ребенка-визуала очень трудно отвлечь от его занятия,

аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки,

а кинестетика, в свою очередь, может отвлекать любая мелочь. Именно дети-кинестетики считаются самыми большими непоседами, постоянно отвлекающимися от занятий.

3. Направление взгляда.

ребенок-визуал часто смотрит вверх,

взгляд аудиала направлен по средней линии,

кинестетик же преимущественно смотрит вниз, как бы под ноги.

Рекомендации

• Ребенок-визуал - излагать информацию следует постепенно, чтобы дать ему возможность зафиксировать все необходимое. Очень полезно использование любых наглядных материалов (схемы, рисунки мнемотаблицы).

• Аудиалу ни в коем случае нельзя делать замечания, когда он повторяет за педагогом или родителем. Для ребенка так легче усвоить новый материал.

• Ребенка-кинестетика не следует заставлять долго сидеть неподвижно, так как в этом случае малыш устает, внимание его рассеивается. Таким детям необходимо чередовать умственные и физические нагрузки. Лучше усваивают материал кинестетики, попробовав это сделать. Ребенку-кинестетику надо дать возможность самому нарисовать или вылепить буквы, слоги.

• Общаться с ребенком нужно на его языке. Например, при общении с визуалом используйте описательные слова, которые характеризуют форму, цвет, размеры предмета. При общении с аудиалом рекомендуется менять вариации голоса, в этом случае материал будет более понятен. Кинестетики лучше всего воспринимают язык жестов и прикосновений, поэтому, рассказывая ребенку что-то, используйте подходящие жесты.

Это позволяет сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для педагога.

Публикации по теме:

Групповое тематическое занятие с детьми средней группы по развитию сенсорного восприятия «Веселый клубок» Конспект тематического группового занятия педагога-психолога в средних группах по сенсорному развитию. «Веселый клубок» Педагог-психолог:.

Групповое занятие с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развитие восприятия, мышления. Цвета предметов» Групповое занятие с детьми младшего дошкольного возраста (3-х лет) с ОВЗ «Цвета предметов». Развитие восприятия, мышления. [ b]ВСЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ.

Конспект совместной деятельности с детьми «Мы разные» к Всемирному Дню распространения информации о проблеме аутизма Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Группа: подготовительная группа. тема: «Мы все разные!» Воспитатель: Ломакина.

Методическая разработка «Педагогическая технология восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста» Методическая разработка «Педагогическая технология восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста Музыкальный руководитель Сарычева.

Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения. Носорева М. В. - воспитатель МБДОУ детский.

Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки. Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки. Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна,.

Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Каковы же психологические особенности ребенка старшего.

Проект для работы с детьми 5–7 лет «Внедрение эффективных методов развития слухового восприятия у детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ПОДПОРОЖСКИЙ.

Из опыта работы «Развитие восприятия времени детьми дошкольного возраста» Большую роль в восприятии детьми времени играют ритмические процессы жизнедеятельности. Некоторые явления постоянно повторяются (еда, сон,.

Занятие с детьми подготовительной группы по развитию зрительного восприятия Выделение фигуры из фона. Цель: уметь выделять образ за маскирующей сеткой и штриховать его, развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности восприятия информации детьми
Опубликовано: 22 января 2018 в 08:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД