МААМ-картинки

Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки.

Татьяна Стрелкова
Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки.
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки.

Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №14 им. И. М. Смоктуновского г. Красноярска.

Публикация «Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки,» размещена в разделах

Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

У детей младшего школьного возраста ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, воображение, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

В жизни школьника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в младшем школьном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, до сих пор является одной из спорных проблем психологии.

В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт ребенка растет и складывается постепенно, но отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.

В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. Бедность воображения взрослых связана с излишним закреплением привычных связей, с их стереотипностью. Деятельность воображения в детстве все-таки интенсивнее, и место воображения в психической жизни ребенка значительнее, чем в жизни взрослого.

С этим особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Однако все элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы из их опыта. Новое объединение и перекомбинирование знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность. Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Ребенок стихийно тянется к тому, что может дать новые приемы фантазирования, что помогает легче различить, что «по правде», а что «понарошку», легче установить границу между выдумкой и действительностью. Слушая небылицы, переживая их, ребенок в то же время постепенно воспитывает в себе критика.

Взрослый, испытывая чувство, рожденное образами фантазии, умеет «не выпускать» его вовне, отдает себе отчет в том, что оно не всегда имеет право на реализацию в действии. Взрослый умеет преодолеть такое чувство. Ребенок же еще не способен к такому преодолению.

Творческое воображение развито не одинаково. Используя специальные упражнения, можно развить у человека способность к воображению вообще и даже к созданию ранее не типичных для него образов, для этого предлагается заниматься той деятельностью, в которой требуется такое воображение. Развитию воображения содействуют крылатые фразы, образные выражения, поговорки, пословицы, которые необходимо возможно чаще использовать при объяснении нового и повторении старого материала. И, конечно, воображение формируется в ходе творческой деятельности, в процессе которой активно функционируют мышление, память, воля, эмоции, общение.

Таким образом, для развития воображения на занятиях, в том числе и музыкальных, ставятся перед учащимися такие задачи, которые позволяют проявить самостоятельность, находчивость, инициативу, творчество, воображение; мысленно соотносить имеющийся опыт с настоящей или будущей практической деятельностью.

Развитие воображения осуществляется путем создания условий для творческого музыкального восприятия детьми младшего школьного возраста музыкально-художественных произведений.

Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие – прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как эстетический художественный феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие – восприятие, адекватное музыке, ее художественному смыслу. Ибо только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть лишь звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности приобретенные навыки и умения пойдут на пользу общему музыкальному развитию.

Музыкант и психолог Л. М. Кадыцын предлагает интересный взгляд на формирование переживаний в процессе музыкального восприятия. Сам процесс музыкального восприятия он делит на два качественно разных этапа.

На первом этапе формируются представления, обусловленные только звучанием данной композиции. Это представление о самом музыкальном произведении – его строении, мелодии, сопровождении, их красочности и соотношении между собой, а также о переживаниях, вызванных звучанием произведения.

Второй этап процесса музыкального восприятия – интерпретация, осмысление социальной значимости исходных содержательных представлений и переживаний, которая может быть обусловлена лишь предпочтениями, потребностями, позицией слушателя. На втором этапе слушатель не испытывает новых переживаний – он следит за сменой и развитием уже осознанного, постигая новые оттенки и уточняя известные.

Таким образом, на первом этапе ребенок постигает смысл музыкального произведения. На втором этапе этот смысл углубляется, произведение открывается новыми гранами. По существу, восприятие музыки - это осознание субъективного образа, отражающие реальные грани музыкального сочинения в единстве его содержания и формы. Ребенок, воспринимающий музыку, не только постигает ее сущность, разбирается в структуре самого произведения, он как бы дополняет музыкальные образы немузыкальным материалом, через разнообразные ассоциативные связи соединяет отраженный в произведении опыт художника с личным опытом.

Музыкантами-психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия : каждый человек, в том числе и ребенок, воспринимает музыку в силу своего опыта слушания, жизненного опыта, богатства творческого воображения. У каждого ребенка образуется «личный запас ассоциаций и образов – своеобразный набор закрепившихся в памяти у того или иного человека следов от прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые снова могут оживать под воздействием художественного произведения».

Таким образом, мы можем сказать, что восприятие музыки у взрослого и у ребенка неодинаково в силу различного музыкального и жизненного опыта, наличия способностей длительного сосредоточения сложившихся вкусов и интересов. Оно отличается тем, что у взрослого музыка способна вызывать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку. Кроме того, глубина музыкального восприятия у взрослого человека в большей степени определяется сложившимися вкусами, предпочтениями.

Развитие воображения осуществляется путем создания условий для творческого восприятия детьми младшего школьного возраста музыкально-художественных произведений, в том числе и музыкальной сказки. Выбор именно этой сферы детской деятельности обусловлен рядом причин. Музыкальные сказки являются своеобразными и доступными ребенку «аккумуляторами» эстетического мировидения. В ходе их восприятия ребенок создает особую систему образов. Помимо этого, восприятие образов музыкальных сказок может быть построено как синтетическая форма освоения ребенком мира художественной культуры. Оно способно включить в себя самые различные художественные и музыкальные виды деятельности – рисование, пантомимические движения, слушание музыки и др. Музыкальная сказка в силу ее специфики может стать «идеальным» поводом и предметом для диалога ребенка с взрослым и детей друг с другом.

Развитие творческого воображения на основе образов музыкальной сказки означает, что на первый план перед педагогом выдвигается задача организовать различные формы активности, в которых дети должны проявить специфические черты осмысления ими конкретного литературного и музыкального материала. Наряду с этим необходимо, чтобы педагог обращался к некоторым общим характеристикам детского мировидения, которые стали бы основой создания ими творческих образов музыкальных сказок.

Процесс и результат восприятия детьми образов музыкальной сказки зависит от ряда взаимосвязанных причин. С одной стороны, конкретный текст и мелодию ребенок воспринимает в своей целостности и уникальности. Музыкальная сказка, которую он услышал, единственна и неповторима. Однако, с другой стороны, ребенок знает и другие сказки, его литературный опыт уже достаточно широк. Этот литературный опыт в целом и его отдельные элементы могут влиять на характер и способы восприятия конкретной музыкальной сказки, да и всего окружающего мира, на всю систему образных представлений.

Восприятие образов музыкальной сказки детьми носит творческий характер, выражается он в субъективно эмоциональном и преобразующем отношении ребенка к музыкально-художественному произведению. Черты такого восприятия стихийно формируются в рамках детского сообщества. Надо сказать, что активно творчески воспринимаются детьми в первую очередь те образы, по поводу которых они теряются в догадках или в которых сразу узнают нарушителей спокойного течения привычного жизненного уклада.

Для того, чтобы музыкальная сказка зажила в детской душе своей полнокровной жизнью, сам ребенок должен на время стать ее активным соавтором, вступить с ней в особый диалог. Исходный музыкально-художественный образ – своего рода «полуфабрикат», в нем много незавершенного, он нуждается в дополнительной переработке и достраивании. Ребенок, конечно, всегда с пристрастием относится к сказке, сопереживаете героям, может оставаться таким, каким он был «в книжке». Ему предстоит пуститься в волшебное путешествие, исполненное чудесными, подчас противоречивыми превращениями. Вот он выпорхнул из «родной» сказки, вот – перескочил в другую, а оттуда – на детский рисунок. Вот и воплотился в танцевальном движении и, наконец, лег в основу сюжета новой сказки или истории, но уже придуманной самим ребенком. Главное, что при этом сила детского воображения радикально видоизменяет образ, дарует ему новую жизнь. И тогда Кощей или Баба-Яга могут стать добрыми, а радуга закономерно превратится в росинку.

Активное восприятие музыкальной сказки чаще выражается в отдельных речевых и действенно-игровых проявлениях ребенка, а не в способности пересказать его в результате включенности его в литературную ситуацию, когда он в игровой форме начинает содействовать и сопереживать героям произведения. При этом у ребенка возникает целая гамма переживаний, носящих яркий, эмоциональный характер: удивление, недоумение, радость, ужас, восхищение и т. д. Активность восприятия образов музыкальной сказки в этом возрасте определяется также и возможностью проживании литературной ситуации через различные формы ее внешнего воплощения – изображение, разыгрывание (драматизация).

Интенсивнее воспринимать образы музыкальной сказки помогает движение, т. к. приходится не только воспринимать музыку, но и согласовывать с ней движения, а музыка в свою очередь, придает особую выразительность характеру движений, способствует точности при их смене, содействует их координации или произвольности. При этом музыка является ведущей стороной; ее характер, ее программа, жанр, совокупность выразительных средств определяют вид, характер, построение движения в музыкальных играх и хороводах. Движения становятся средствами выражения художественных образов музыки, изменяются, приобретают тот или иной характер.

Таким образом, восприятие младшим школьником образов музыкальной сказки и их особенностей становится более полным, совершенным при условии воспроизведения их в движении, мимике, жестах и т. д., что является предпосылкой для развития творческого воображения.

Процесс художественной деятельности ребенка при постановке музыкальной сказки более насыщен творческими элементами, нежели его продукт. С учетом этого именно процесс восприятия художественных проявлений и создания соответствующих музыкальных образов должен носить предельно развитый характер. Он должен стать для ребенка глубоко значимым. В этом процессе ведущую роль играет развитие образного видения ребенка.

Итак, развитие воображения ребенка неразрывно связано с развитием восприятия образов музыкальной сказки. Но и творчество в искусстве есть то самое воображение, которое представляет собой эстетическое восприятие внутренних образов как формы и звука – и игру этими образами. В музыкальной сказке материалами восприятия и игры являются образы, мотивы, типы, сюжеты, их развитие. Музыкально-художественный образ, попадая в сознание ребенка, приобретает новые неожиданные измерения. Он преобразуется, довоображается, творится заново, становится игровым. И не потому, что дети используют его в игре, а потому, что он сам становится творческой смысловой игрой. Это бескорыстная, непредсказуемая, бесконечная, радостная и чудесная игра. Ребенок делается соавтором музыкальной сказки, преобразуя музыкально-художественный образ.

Таким образом, развитие воображения осуществляется посредством создания условий для творческого восприятия образов музыкальной сказки. Но для этого мы должны быть готовы к активному взаимодействию с музыкальной сказкой, то есть обладать способностью интерпретировать литературный и музыкальный текст, и создавать гибкие подвижные музыкальные образы. Становление этой способности необходимо осуществлять, во-первых, посредством формирования у детей представлений о том, что образ развивается и изменяется, он многогранен, во-вторых, представлением максимальной свободы в реализации преобразующего восприятия образов музыкальной сказки, в-третьих, созданием содержательного «поля», в рамках которого надо действовать эмоционально, индивидуально, продуктивно. В этом «поле» должны быть заложены возможности неожиданных изменений и разнообразных воплощений музыкального образа, образных аналогий, то есть возможности для возникновения творческих художественно-эстетических образов.

Список использованной литературы

1. Радынова О. П. Музыкальное воспитание для дошкольников : Пособие для студентов. – М. : Просвещение: Владос, 1994.

2. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М. : Просвещение, 1989.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1991.

4. Станкин М. И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. – М. : НПО «МОДЭК», 2001.

5. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? - М. : Знание, 1987.

6. Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, с79.

7. Алиева Т. Ребенок в мире образа. // Дошкольное воспитание, 1996, №2, с. 68, №11, с. 75.

Публикации по теме:

Психологические особенности задержки психического развития младших школьников «Психологические особенности задержки психического развития младших школьников» Учитель начальных классов Валеева Зимфира Ядгаровна.

Диагностика Е. Е. Туник для выявления уровня развития навыков исследовательской деятельности у младших школьников В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии исследовательской деятельности, общих и специальных способностей.

Исследовательская деятельность младших школьников Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания. В. П. Вахтеров Основная проблема российской.

Неуспеваемость младших школьников: проявления, причины По статистике всё чаще учащиеся начальной школы испытываю трудности при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Это приводит.

О патриотическом воспитании младших школьниковО патриотическом воспитании младших школьников В феврале во всех школах проходит традиционный месячник военно-патриотического воспитания школьников. Понятие «патриотическое воспитание».

Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития Аннотация. В статье идет речь о традиции патриотического воспитания как важного компонента духовно-нравственной культуры личности младшего.

Преодоление недостатков развития письменной речи у младших школьников с социально-педагогической запущенностью ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПИШЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!» Актуальность. Общеизвестно, что запущенные.

Психокоррекционные сказки для дошкольников и младших школьников-коррекция детских страхов «Как Марк победил свои страхи» Пояснительное слово Уважаемый взрослый! Эти сказки, сочинены для того, чтобы вы смогли помочь малышу побороть страхи. Увы, никто не может.

Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся.

Тревожность младших школьников в учебном процессе как одна из проблем их эмоционально-личностного развития Согласно исследованиям различных авторов, в настоящее время растет число детей, с повышенным беспокойством, тревожностью, неуверенностью,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки.
Опубликовано: 9 сентября 2017 в 22:38
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Стрелкова (УИ 1246059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД