орпоп дло
Диагностика Е. Е. Туник для выявления уровня развития навыков исследовательской деятельности у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии исследовательской деятельности, общих и специальных способностей. Изучены генетические предпосылки индивидуальных различий. Вместе с тем до сих пор не существует методик для комплексной диагностики развития навыков исследовательской деятельности.
Публикация «Диагностика Е, Е, Туник для выявления уровня развития навыков исследовательской деятельности у младших школьников» размещена в разделах
- Диагностика
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ученые пришли к выводу, что творческие и исследовательские способности являются тождественными способностями к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе интерес исследователей вызывает не столько личность (осмотрительного, точного и критически мыслящего человека, сколько личность изобретателя (нестандартного, оригинального и остроумного человека). Данная методика была разработана на основе субтестов Гилфорда и Торренса.
Батарея тестов на выявления уровня развития навыков исследовательской деятельности :
Большинство современных диагностик являются модификацией субтестов Гилфорда и Торренса.
В нашем исследовании мы опираемся на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда.
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – от 50 баллов и выше.
Средний уровень – от 30 до 50 баллов.
Низкий уровень – от 25 до 30 баллов.
Показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Более того, если показатели надежности тестов развития навыков исследовательского мышления достаточно велики и равны 0,8—0,9, а коэффициент надежности, определенный методом взаимозаменяемых форм, равен 0,7—0,9, то с факторным анализом дело обстоит сложнее.
Факторный анализ выполнения тестов Торренса не подтверждает интерпретацию этих показателей на основе единичных конструктов. Взаимокорреляции разных показателей единичного теста были выше взаимокорреляции аналогичного показателя (например, беглости) по разным тестам. Два показателя оригинальности, полученные в батарее образного творческого мышления, дают корреляцию на уровне 0,30 и 0,40 друг с другом и еще ниже с показателями оригинальности тестов вербальной и образной батарей. Отсюда, по мнению А. Анастази, нецелесообразно рассматривать один и тот же показатель из различных тестов как меру одного и того же свойства личности.
В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.
Данная батарея тестов была предложена автором этой работы. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
Следует отметить, что субтест 3 имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 7 до 10 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.
Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)
Задача
Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого
Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.
Оценивание. Результаты выполнения теста оценивались в баллах.
Имеются три показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = n.
Б — беглость,
n — число уместных ответов.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т. д.
2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т. д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек.
Категории ответов
1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
8. Сдача в макулатуру.
9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т. д.).
10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.
Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
За одну категорию начисляется 3 балла.
Г = 3 m.
Г — показатель гибкости,
m — число использованных категорий.
3) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.
Один оригинальный ответ — 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
0р = 5 k.
0р — показатель оригинальности,
k — число оригинальных ответов.
Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.
Т1 = Б1 + Г1 + Ор1 = n + 3 m + 5 k.
Т1 — суммарный показатель первого субтеста,
Б1 — беглость по 1 субтесту,
Г1 — гибкость по 1 субтесту,
Ор1 — оригинальность по 1 субтесту,
n — общее число уместных ответов,
m — число категорий,
k — число оригинальных ответов.
Субтест 2. Последствия ситуации
Задача
Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
Инструкция для испытуемого
Представь, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше, чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумай несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.
Время выполнения субтеста — 7 минуты.
Оценивание. Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных гипотез, идей.
1 ответ (1 следствие) — 1 балл.
Б = n.
2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз.
1 оригинальный ответ — 5 баллов.
0р = 5 k.
0р — показатель оригинальности,
k — число оригинальных ответов.
Т2 = n + 5 k.
Т2 — суммарный показатель второго субтеста.
Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.
Субтест 3. Взволнованный Кеша
Модификация для детей 7—10 лет.
Субтест проводится индивидуально.
Задача - достроить вопросы.
Инструкция для испытуемого
У мальчика Сережи в клетке живет большой говорящий попугай Кеша. Но попугай умеет говорить только вопросительные слова. Однажды в гости к Сереже пришла Лена. Попугай увидел ее и сильно разволновался — так она ему понравилась. От возбуждения Кеша стал выкрикивать известные ему слова. Но Лене самой приходилось догадываться, о чем он хочет ее спросить. Ребенку предлагается достроить вопросы, которые не сумел задать взволнованный попугай:
— Кто?
— Что?
— Где?
— Зачем?
— Когда?
На ответ дается 7 минут.
Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Имеются два показателя.
1) Беглость — общее число приведенных слов.
1 слово — 1 балл.
Б = n
Б — показатель беглости,
n — общее число слов.
Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.
2) Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку всей группы.
1 оригинальное слово — 5 баллов.
0р = 5 k.
Ор — показатель оригинальности,
k — число оригинальных слов.
Т3 = n + 5 k.
Т3 — суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5—8 лет).
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Задание 1. Использование предметов
Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?
___
Задание 2. Последствия ситуации
Представь, что. воробьи стали размером с больших орлов «Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше», а «Муравьи стали больше верблюдов». Что бы произошло? Придумай несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.
Ф. И. О., класс
Представь, что. Что бы произошло?
Воробьи стали размером с больших орлов
Слоны стали меньше кошек
Люди стали в несколько раз меньше
Муравьи стали больше верблюдов
Задание 3. Взволнованный Кеша
У мальчика Сережи в клетке живет большой говорящий попугай Кеша. Но попугай умеет говорить только вопросительные слова. Однажды в гости к Сереже пришла Лена. Попугай увидел ее и сильно разволновался — так она ему понравилась. От возбуждения Кеша стал выкрикивать известные ему слова. Но Лене самой приходилось догадываться, о чем он хочет ее спросить. Дострой вопросы, которые не сумел задать взволнованный попугай.
Ф. И. О., класс
Взволнованный Кеша Помоги Кеше продолжить вопрос
Кто. ?
Что. ?
Где. ?
Зачем. ?
Когда. ?