Получи документы

Экспериментальное изучение уровня развития умений и навыков творческого рассказывания у детей 5–6 лет

Анастасия Петрова
Экспериментальное изучение уровня развития умений и навыков творческого рассказывания у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Основной целью нашего исследования являлось выявление уровня развития творческих умений и навыков рассказывания у детей 5–6 лет.

В ходе работы решались следующие задачи:

1. подобрать комплекс методик для выявления уровня развития творческих умений и навыков рассказывания у детей 5–6 лет;

2. выявить уровень развития творческих умений и навыков рассказывания у детей 5-6 лет.

Публикация «Экспериментальное изучение уровня развития умений и навыков творческого рассказывания у детей 5–6 лет» размещена в разделах

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 74 «Березка» города Чебоксары. Для проверки гипотезы нами было отобрано 20 детей старшей группы. Исследование проводилось по двум методикам.

Первая методика «НЕОКОНЧЕННЫЕ РАССКАЗЫ», предложенную Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной [1]. Цель методики – определение уровня развития творческих умений и навыков рассказывания. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Каждому ребенку предлагалось досочинить сказку.

Основными показателями уровня развития творческих умений и навыков рассказывания в этой методики являются:

1. оригинальность сюжета;

2. логичность изложения;

3. цепкость памяти;

4. эмоциональная насыщенность;

5. литературность.

Каждый показатель, оценивался от 0 до 2 баллов.

2 балла – соблюдаются особенности сказочного жанра повествования; сочинение правильно структурировано; использованы разнообразные средства связи; речь грамматически правильная, синтаксически разнообразная; язык сказки выразителен, образен;

1 балл – оцениваемый показатель выражен в рассказе ребенка частично,

0 балл – показатель в сочинении ребенка не проявляется.

Общая сумма – 10 баллов соответствует высокому уровню, выше 5– среднему, менее 5 – низкому уровню сложившихся умений сочинять сказку.

Результаты диагностического исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты распределения детей по методике «НЕОКОНЧЕННЫЕ РАССКАЗЫ»

Уровни абс %

высокий 3 15

средний 10 50

низкий 7 35

Дети с высоким уровнем рассказывали рассказы выразительно, живо, использовали эпитеты в своих рассказах, их сюжеты отличались оригинальностью, так Саша Ф. рассказывала про девочку, которая встретила фею, и пошла на бал с принцем, Настя В. рассказала про волка, применяла при этом прямую речь, детально описала лес, волка, лисицу, которую встретил, слова каждого героя говорила с разной интонацией.

Дети со среднем уровнем так же рассказывали живо, интересно, но их рассказы не были столь оригинальны, они пересказывали уже знакомые сказки, изменяя в них некоторые моменты, так Егор Г., Маша П. пересказали сказку «Маша и медведи», изменив в них главных героев, но рассказывали они живо, эмоционально.

Дети с низким уровнем затруднялись в своих рассказах, они просто рассказывали о том, что пошли в лес и собирали ягоды, грибы, а потом шли домой. В их рассказах мало использовалось эпитетов, оригинальности сюжета не было. Так Ваня Д. рассказал о том, как мальчик пошел в лес собирать грибы, потом наступила зима и грибов уже не было, Егор С. Рассказал о мальчики, который встретил пингвинов.

Таким образом, далеко не у всех старших дошкольников творческое рассказывание сформировано в достаточной степени. Диагностика показала наличие испытуемых, как с высоким, так и со средним и низким уровнями развития. Творчество у дошкольников интересующего нас возраста выражалось сильной эмоциональной окрашенностью, недостаточным осознанием перспективы, желанием получить помощь и оценку каждого действия со стороны взрослого.

Вторая методика «РАССКАЗ В КАРТИНКАХ», предложенную Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной [1]. Цель – определение уровня умений детей старшей группы составлять творческие рассказы. Детям предлагалось рассмотреть группу картинок, разложить их по сюжету и составить по ним рассказ.

Критерии оценки:

1. насколько полно в рассказе выражен сюжет рисунков (не пропущены ли какие-либо рисунки);

2. насколько история украшена и детализирована;

3 .выдержана ли логика и последовательность сюжета картинок.

Каждый показатель, оценивается от 0 до 2 баллов

2 балла – соблюдаются особенности сказочного жанра повествования; содержание сказки соответствует сюжету; сочинение правильно структурировано; использованы разнообразные средства связи; речь грамматически правильная, синтаксически разнообразная; язык сказки выразителен, образен;

1 балл – оцениваемый показатель выражен в рассказе ребенка частично,

0 балл – показатель в сочинении ребенка не проявляется.

Общая сумма – 6 баллов соответствует высокому уровню, выше 3–среднему, менее 3 низкому уровню сложившихся умений сочинять сказку.

Результаты диагностического исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты распределения детей по методике «РАССКАЗ В КАРТИНКАХ»

Уровни абс %

высокий 4 20

средний 12 60

низкий 4 20

Дети с высоким уровнем рассказывали рассказ по всем картинкам, не опускали детали, в их рассказах выдержана логика и последовательность. Они рассказывали выразительно, живо. Так Полина М., Настя В. Рассказывали сказку о прекрасной принцессе и принце, которые познакомились на балу, они использовали прямую речь, эпитеты, рассказы были последовательны, по сюжету.

Дети со среднем уровнем также рассказывали выразительно, но их рассказы не были столь детализированы, последовательность в их рассказах не нарушена. Так Маша Н., Егор С. рассказывали по сюжету, последовательно, но их рассказы не были детализированы, эмоциональны.

Дети с низким уровнем рассказывали простыми предложениями, их рассказы не были детализированы, некоторые дети вообще пропускали некоторые картинки. Так Максим К. сначала отказался от задания, потом придумал сказку при помощи вопросов, Вика Ш. рассказала сказку по одной картине.

Таким образом, далеко не у всех старших дошкольников творческое рассказывание сформировано в достаточной степени. Диагностика показала наличие испытуемых, как с высоким, так и со средним и низким уровнями развития.

Таким образом, умения детей составлять творческие рассказы не достаточно развито.

Список литературы:

1. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995. – 291 с.

Публикации по теме:

Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста,.

Формирование коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста через LEGO-конструирование Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему свое отношение. Задача педагога - сделать.

Изучение особенностей развития общения детей 1,5–3 лет Практическая работа по изучению особенностей развития общения детей 1,5-3 лет на базе в Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Конспект НОД по формированию гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2–3 лет «Научим Хрюшу умываться» Задачи: Учить детей процессу умывания, соблюдению последовательности действий (закатать рукава, открыть кран, намочить руки, затем намылить,.

Методический материал на тему «Использование изографического моделирования в формировании творческого рассказывания» Речевое творчество дошкольников — наиболее сложный вид самостоятельной деятельности, требующий взаимодействия целого ряда психических функций.

Опыт работы для коллег по исследованию навыков словообразования у детей младшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начинать.

Особенности развития технических навыков и умений в условиях изобразительной деятельности Особенности развития технических навыков и умений в условиях изобразительной деятельности В данном разделе исследования будут определены.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-творческого развития детей 4–7 лет 1. Пояснительная записка Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием.

Экспериментальное исследование развития познавательных процессов процессов у детей старшего дошкольного возраста ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 Технология проведения исследования.

Экспериментальное изучение уровня развития артикуляционной моторики и влияние на звукопроизношение у детей раннего возраста В настоящее время в системе дошкольного образования особенно актуальны вопросы ранней диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальное изучение уровня развития умений и навыков творческого рассказывания у детей 5–6 лет
Опубликовано: 29 марта 2017 в 18:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальное изучение уровня развития умений и навыков творческого рассказывания у детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Петрова (УИ 112935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД