Приложение МААМ

Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности

валентина мелетиева
Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому возможность развития творческой личности, и в первую очередь личности ребенка, является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.

Публикация «Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах

Одной из задач музыкального воспитания является развитие творческой свободы у учащихся. Л. Н. Толстой писал, что каждый человек обладает высокой потребностью служить искусству и что эта потребность должна быть удовлетворена. Развитие творческих способностей, творческой свободы помогает наслаждаться искусством, создает предпосылки для дальнейшего совершенствования.

Свобода творчества – это принцип, по которому человек может выбирать направление своей творческой деятельности, применять необходимые средства и художественные приемы, которые он посчитает подходящими для достижения своей творческой цели.

Среди различных видов детской деятельности, способствующих развитию творческой свободы, особое место занимает музыкально – ритмическая деятельность.

Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения.

Приобщение детей к музыке идёт различным путём. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных предложений – упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять форму, выразительные средства.

В области музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи:

1. Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.

2. Развивать ритмичность движений под музыку.

3. Подводить к выразительному исполнению движений, к совместным и индивидуальным действиям.

Действительно, в танце становление творческой свободы у детей происходит чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности развитие чувства метроритма, развитие двигательных навыков, развитие образного мышления.

Музыкально-ритмическая деятельность должна строиться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить личностные качества, поскольку акцент лишь на сугубо коллективных действиях сковывает индивидуальность ребенка и не способствует подлинно творческому его развитию.

В любом ребенке от рождения уже заложено творческое начало. В течение жизни оно претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой находится человек: либо затухает, либо наоборот – развивается. И в связи с этим, перед родителями и педагогами, которые окружают ребенка, встает задача – создать условия для развития этого творческого начала, не загубить его и направить в нужное русло.

При определении педагогических условий я опиралась на трактовку понятия «педагогические условия» А. С. Фришем, рассматривающего их как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов воспитательной системы.

В нашем случае педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (среда, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять деятельность, направленную на формирование экологической культуры младших школьников.

Для развития творческой свободы, в процессе музыкально-ритмической деятельности, необходимы следующие педагогические условия :

1. Особое внимание с самого начала следует уделять воспитанию двигательных навыков: чем лучше ребенок будет владеть своим телом, тем точнее, ярче и свободнее он выразит свои музыкальные ощущения.

В процессе занятий двигательные навыки постепенно совершенствуются, улучшается их качество, движения становятся более свободными, ритмичными, координированными, пластичными, выразительными, у детей вырабатывается активное торможение в связи с остановкой в музыке или при переходе с одного движения на другое (с шага на бег, подскоки и пр.).

2. Так как музыкально-ритмическая деятельность осуществляются под музыку, необходимо обратить особое внимание на правильный подбор музыкального репертуара для занятий, от которого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса.

Дети откликаются движением на различную музыку, но только, если она понятна их телу. Поэтому нужно быть очень осторожными с использованием репертуара. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.

3. Занятия музыкально-ритмической деятельностью должны быть соотносимы с возрастными особенностями.

В процессе музыкальной ритмической деятельности важно учитывать возрастные особенности детей. Например, у младших школьников появляется возможность выполнять более сложные по координации движения. Возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал : предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.

4. Очень важна связь музыкально-ритмической деятельности со смежными музыкальными дисциплинами. Необходимо, чтобы педагог знал программы этих дисциплин и соблюдал последовательность в прохождении материала.

Работа музыкально-ритмической деятельности ведется в двух направлениях:

1. Формирование музыкально-слуховых представлений. Сюда относятся следующие темы: восприятие характера музыки, темпа, динамики, регистровой окраски, метроритма и структуры музыкальных произведений (что не исключает, однако, работы над целостным восприятием музыкального произведения).

2. Работа над совершенствованием движений. На занятиях используются: упражнения с музыкально-ритмическими и двигательными задачами, гимнастические упражнения, музыкально-ритмические игры, танцевальные элементы, танцы и этюды.

Важно научит каждого ребенка не механически подходить к выполнению таких заданий, а действовать творчески, проявлять активность в нахождении новых вариантов.

5. Немаловажным условием развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности является создание эмоционального настроя детей.

Ребенка легко ранить окриком, грубым, бестактным замечанием. Но также легко и потерять его доверие, излишне умиляясь и восхищаясь его успехами. В общении с детьми нужна приветливая, уважительная, спокойная интонация. Каждый ребенок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. Дети способны усвоить невероятно много. Они активно, жадно и благодарно откликаются на слова педагога, если чувствуют в нем старшего друга.

6. Для развития творческой свободы в процессе музыкально-ритмической деятельности не проводится предварительного прослушивания и обсуждения музыки нового танца.

Разъяснив детям содержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает детей, чтобы они приготовились к движению с началом музыки. Учащимся предлагается самостоятельно отобразить характер музыки в движениях так, как она им подскажет. Это даёт возможность выявить отношение детей к данному произведению, а также определить их творческие возможности и развить творческую свободу учащихся. Педагог обращает внимание детей на более удачное исполнение. Иногда лучшие варианты повторяются всеми детьми. Так создаются сочиненные детьми и совместно с педагогом игровые упражнения, танцы.

Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Обращайте внимание на выражение лиц движущихся малышей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и хореография.

Можно смело подтвердить гипотезу, о том, что, развитию творческой своды младших школьников способствуют разнообразные виды музыкально-ритмических движений, учет возрастных возможностей, последовательное разучивание с использованием разнообразных методов и приемов.

Таким образом, изучив педагогическую, методическую и музыкальную литературу, я пришла к выводу о том, что занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.

Список использованных источников

1. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избранные труды / Н. А. Бердяев. – М. : Флинта, 1999. – 312 с.

2. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. В 2-х т. Т. 1. Философия творчества, культуры и искусства. – М. : Искусство, 1994. – 103 с.

3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М., 1968. – 334 с.

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.

5. Осеннева, М. C. Теория и методика музыкального воспитания / М. С. Осеннева. – М : Академия, 2013. – 272 с.

6. Ригина, Г. С. Музыка. 1 класс: обучение, творческое развитие, воспитание : учебник / Г. С. Ригина. – Самара : Федоров, 2014. – 90 с.

7. Руднева, С. Д. Ритмика. Музыкальное движение / С. Д. Руднева, Э. М. Фиш. – М. : Просвещение, 1972. – 334 с.

8. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей / Т. И. Суворова. – Спб. : Питер, 2004. – 44 с.

Публикации по теме:

Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаПедагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста «Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Истоки способностей и дарований детей — на кончиках.

Диагностика Е. Е. Туник для выявления уровня развития навыков исследовательской деятельности у младших школьников В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии исследовательской деятельности, общих и специальных способностей.

Конспект музыкально-игрового занятия с использованием игровых технологий в процессе совместной творческой деятельности детей Конспект музыкально-игрового занятия с использованием игровых технологий в процессе совместной творческой деятельности детей и педагогов.

Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых.

Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу в процессе музыкально-ритмической деятельности ПРОЕКТ для старшей группы Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР В настоящее время дошкольники с проблемами речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ. Достаточно хорошо изучены.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности. «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» Одной из актуальных.

Развитие творческой свободы личности средствами музыкально-ритмической деятельности РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Современное российское образование и педагогика характеризуются.

Тревожность младших школьников в учебном процессе как одна из проблем их эмоционально-личностного развития Согласно исследованиям различных авторов, в настоящее время растет число детей, с повышенным беспокойством, тревожностью, неуверенностью,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности
Опубликовано: 21 июня 2017 в 20:48
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем валентина мелетиева (УИ 954936) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД