Татьяна Бахитова
Преодоление недостатков развития письменной речи у младших школьников с социально-педагогической запущенностью
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПИШЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!»
Актуальность.
Общеизвестно, что запущенные дети испытывают большие трудности, как в самостоятельном изложении своих мыслей, так и понимании написанного.
Публикация «Преодоление недостатков развития письменной речи у младших школьников с социально-педагогической запущенностью» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Кроме того, для таких детей особенно актуальна проблема социальной адаптации и безболезненной интеграции в общество. К сожалению, приходится признать, что на сегодняшний день, выпускники специальных и общеобразовательных школ, имеющие отклонения в развитии, оказываются неготовыми к выполнению своей социальной роли. Они не могут толково изложить свои мысли, написать простого заявления, письма, объявления и т. д. А ведь в жизни им часто придётся сталкиваться с написанием различных письменных документов. Поэтому, мы ставим своей задачей, научить детей младшего школьного возраста связно, логически последовательно и грамотно выражать свои мысли в письменной форме и адекватно воспринимать письменный текст, посредством практической деятельности. Данная задача полностью соответствует общей цели развития письменной речи детей младшего школьного возраста с отклонениями в общем и речевом развитии.
Ожидаемый эффект - пробуждение интереса к процессу письма и формирование грамотной письменной речи.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка письма и развитии письменной речи в целом. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к письму, то занятия, как правило, должны проводиться в игровой форме, в форме весёлых соревнований и других активизирующих форм. Детям предложены занимательные, необычные, весёлые упражнения со словами и текстами.
Формирование умения создавать и редактировать доступные тексты на компьютере реализуется на уроках языкового цикла, ответственных за речевое развитие ребёнка. Учащиеся младших классов осваивают текстовый редактор практически и в том объёме, который позволяет им создавать и редактировать тексты, отвечающие их интересам, уровню развития и этапным задачам обучения языку.
Прежде всего, у детей вызывается потребность в освоении операций текстового редактора путём создания проблемы в надёжно освоенной деятельности, предлагая применить неизвестный ребёнку способ действий. Затем предлагается осваивать следующий набор операций текстового редактора: установление прописной буквы, точки, запятой, вставки пробела между словами, переход на новую строку, перемещение курсорных стрелок; удаление, перемещение, копирование и вставка слов, словосочетаний, предложений, фрагментов текста, обращение к автоматической проверке текста по окончании его написания, а также быстрой проверке буквенного состава слов; быстрое сохранение файла. Такой объём навыков позволит детям впоследствии создавать и редактировать доступные им тексты на экране компьютера, а взрослым - использовать текстовый редактор как средство для развития письменной речи и коррекции её недостатков.
Методика включает два вида контрольных заданий: итоговые и промежуточные (текущие). Текущие контрольные задания строятся по аналогии с теми, что используются для закрепления формируемого навыка и представляют собой упражнения того же уровня сложности. Итоговая работа предлагается по окончании цикла занятий и существенно отличается от текущих проверочных упражнений тем, что теперь проверяются все формируемые навыки.
Содержание заданий и методические приёмы работы могут конкретизироваться и уточняться с учётом специфических особенностей развития детей и их индивидуального уровня.
Содержание программы.
Общая цель: развитие письменной речи детей младшего школьного возраста посредством практической деятельности.
Ожидаемый эффект занятий: пробуждение интереса к процессу письма, формирование практических навыков письменной речи.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Форма занятий: индивидуально (1-2 человека)
Срок реализации программы: 3 месяца
Участники программы: дети младшего школьного возраста, испытывающие трудности в формировании навыка письма и развитии письменной речи в целом.
План реализации программы обучения.
№ п\п
Тема занятия
Основное содержание занятия
Оборудование
1
«Знакомство с компьютером, с програмой текстовый редактор LibreOffice Writer.»
I.Организационная часть. Важность использования ИКТ в современном мире.
II.Практическая деятельность. Изучение операций текстового редактора.
III.Домашнее задание. Обсудить с родителями значение ИКТ.
Компьютер с программой текстовый редактор LibreOffice Writer.
2
«Учимся писать адрес на конверте, в письме по электронной почте»
I.Организационная часть. Мотивация данного действия, его потребность, важность.
II.Практическая деятельность. Написание адреса на конверте, на мониторе.
III.Домашнее задание. Написать свой адрес на конверте.
Конверт, компьютер с программой текстовый редактор LibreOffice Writer.
3
«Письмо другу»
I.Организационная часть. Постановка проблемы и выбор путей её разрешения.
II.Практическая часть. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа с электронным письмом-заготовкой.
III.Домашнее задание. Написать своё письмо другу.
Компьютер с программой текстовый редактор LibreOffice Writer. Заготовка электронного письма с пробелами на мониторе.
4
«Поздравление с Днём рождения»
I.Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение писем детей. II.Организационный момент. Беседа.
III.Практическая часть. Фронтальная работа с клише, в которых заведомо допущены ошибки.
IY.Домашнее задание. Придумать своё поздравление и написать его на открытке.
Компьютер с программой текстовый редактор LibreOffice Writer. Клише, поздравительные открытки, поздравительные телеграммы.
5
«Поздравление с …»
I. Проверка домашнего задания. Обмен поздравительными открытками.
II.Организационный момент. Беседа с элементами творчества. III.Практическая часть. Оформление пригласительного билета на праздник.
IY.Домашнее задание. Подобрать стихотворение и написать поздравление.
Компьютер с программой текстовый редактор LibreOffice Writer. Варианты пригласительных билетов, подборка стихов, календарь.
6
«Вставь пропущенные слова»
I. Проверка домашнего задания. Обмен поздравлениями. II.Организационный момент. Мотивационная беседа. III.Практическая часть. Заполнение пропущенных слов в тексте на мониторе.
IY.Домашнее задание. Придумать и написать свой текст с пропущенными словами.
Компьютер с программой текстовый редактор LibreOffice Writer.
Заготовка текста с пропущенными словами.
7
«Анкета»
I. Проверка домашнего задания. Обмен поздравлениями. II.Организационный момент. Мотивационная беседа. III.Практическая часть. Заполнение анкеты-клише на мониторе.
IY.Домашнее задание. Придумать и написать вопросы для анкеты другу.
Компьютер с программой текстовый редактор LibreOffice Writer.
Анкета-клише.
8
«Грамматический диктант»
I. Проверка домашнего задания. Дети отвечают письменно на вопросы анкет друг друга. II.Организационный момент. III.Практическая часть. Редактирование текста диктанта, который Незнайка написал неграмотно.
IY.Закрепление материала.
Компьютер с программой текстовый редактор LibreOffice Writer.
Текст диктанта на мониторе.
9
«Узнай сказку по главным героям, напиши название»
I.Взаимопроверка. II.Организационный момент. Мотивационная беседа. III.Практическая часть. Заполнение текста с описанием главных героев известных сказок на мониторе.
IY.Домашнее задание. Придумать и описать главных героев своей сказки.
Компьютер с программой текстовый редактор LibreOffice Writer.
Текст с описанием главных героев известных сказок на мониторе.
10
«Стенгазета»
I. Проверка домашнего задания.
II.Организационный момент. Беседа.
III.Практическая часть. Подбор материала для рубрик стенгазеты. Написание короткой заметки в новую стенгазету на тему: «Знаете ли вы что….»
IY.Закрепление. Оформление новой стенгазеты из заметок детей.
Компьютер с программой текстовый редактор LibreOffice Writer.
Вариант стенгазеты, подборка публицистических материалов.
11
«Изложение по подсказкам»
I.Организационная часть. Мотивация данного действия, его потребность, важность.
II.Практическая деятельность. Чтение педагогом небольшого текста. Написание изложения, с использованием подсказок-картинок на мониторе.
III.Домашнее задание. Написать свой адрес на конверте.
Компьютер с программой текстовый редактор LibreOffice Writer.
Текст с картинками-подсказками на мониторе.
12
Итоговое занятие
Дописывание письма родителям о том, чему научились за время занятий.
Самостоятельная работа детей по написанию и редактированию доступного текста на компьютере.
Компьютер с программой текстовый редактор LibreOffice Writer.
Компьютер с набранным на мониторе началом письма.
Темы занятий можно развивать и далее. Важно, что в процессе работы мы систематически обращаемся к письменной речи, а значит, повышаем грамотность и развиваем речь. Одновременно, на каждом занятии обучаемся речевому этикету.
Приложения
Письмо Феи Речевого Этикета.
Пишет вам Фея Речевого Этикета. Мне бы хотелось рассказать, как вы можете стать волшебниками. Это совсем не трудно, просто нужно говорить людям волшебные слова, которые поднимают настроение. Помогают в беде. Вы знаете. Что вовремя сказанное доброе слово может спасти вашего друга или подругу. Когда один человек дарит другому радость, то в мире становится больше доброты и счастья. Мне бы хотелось, чтобы вы написали письма вашим друзьям. Поделились с ними радостью.
Желаю вам удачи, тепла и хорошего настроения.
Фея Речевого Этикета.
Культура написания письма.
Никогда не вскрывайте чужих писем и не читайте уже вскрытые. Это относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека.
Отвечать на письма нужно как можно быстрее (не позднее чем через 3 - 4 дня после их получения)
Письмо состоит из нескольких частей: обращения, вступления, изложения, заключения, подписи, может быть РS - пост скриптум.
Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.
Не пишите писем карандашом.
Чистый, неизмятый конверт подписывается чётко, аккуратно.
Поздравительные письма отправляйте заблаговременно.
Старайтесь не делать исправлений, ошибок.
Фея Речевого Этикета.
Письмо другу.
Добрый, мой! Как ты поживаешь? У меня все хорошо. Как у тебя дела в? Как твои родители? Мои родители
. Куда ты поедешь на каникулы? Я буду
. Какой последний фильм ты смотрел? Я смотрел, он мне, советую.
Какую книгу ты недавно? Я
Буду рад твоему письму, с нетерпением
До встречи, твой ….
Поздравление с днем рождения!
Поздравляем с днем рождения!
Желаем,, ,
Пусть солнце ярко светит и твое настроение тоже всегда будет солнечным!
Поздравление с ….
Поздравляем!
Желаем,, ,
Пусть солнце ярко светит и твое настроение тоже всегда будет солнечным!
Вставь пропущенные слова
На горке
За нашим двором есть большая горка. Подъем на горку покрыт. Каждый___ бегут туда ребятишки с. С утра до стоит на горке шум. Страшно ехать только ___ раз. Вот мальчики сели на санки ___ и помчались. А ___ съехал на коньках.
Гроза
меня послали. Я набрал. Вдруг стало. Полил. Я испугался и. Молния. Дуб затрещал,. Я от страха. Корзина. Гроза. Я встал. Капало с. На голове у. Я собрал.
Анкета
№
Вопрос
Ответ
1
Твои И. Ф. О.
2
Твой возраст
3
Дата твоего рождения
4
Твой любимый цвет
5
Твое любимое время года
6
Твой любимый фильм
7
Твой любимая игра
Грамматический диктант
1. Серёзные рибята получили радосное известие. Всюду звенят децкиегаласа. Вшколу при ехал извесный песатель. Он будет четать сваи интерестные рассказы. Щясливые школьники собрались на месный празник.
2. В канце синтибря стаяла чюдесная пагода. В субботу у друзий поевилось прекрасная едея – схадить на лисное озиро. Бирига озира парасли трасником. Вакруг тешена – нехруснет ведка, несвиснет птица. Лучи сонца мягко асвищяли прелесную окресность. Наступил позний вечер. Рибято развили кастёр. Как вкусна пичёная на углях картошка!
3. Стаит чюдесный земний динёк. Яркае сонце асвищает окресность. Под маё акошко прилители прелестные птечки. НА галофке чорная шапачка. Спина, крылья и хвост жёлтые. Это сенички. Их много жевёт в нашей месности. Адна из них радасно свиснула. Анп уведили на ниточьке пад акном фкусное сала.
4. Наступила позняя осинь. С утра густой туман. Акутал акресность. Вись ден стаит ненасная пагода. Ярасный ветер гонит над зимлёй клочя туч, ламает сучя, срывает листя с диревев, бётся в акно. Грусный стаит лес.
Узнай героя русских сказок
Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой.
Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. С одной стороны, он заговаривает и усыпляет своими сказками путников, с другой, его сказки могут исцелять.
Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах.
Огнедышащий дракон с несколькими головами, олицетворение злого начала в сказках и былинах.
Сказочная птица, обычно является целью поиска героя сказки. Перья этой птицы светятся и поражают красотой. Живёт в райском саду, в золотой клетке
Обычно уродливая старуха, наделённая магической силой и волшебными предметами. Часто ведьма, колдунья. Чаще всего – отрицательный персонаж (заманивает детей и добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, чтобы съесть, но иногда выступает в качестве помощницы героя
Дух, обитающий в воде, хозяин вод, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Предстаёт перед нами в виде обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Имеет огромную бороду и усы, иногда – рыбьи черты, лапы с перепонками и рог на голове. Живёт в омутах, водоворотах, но особенно любит водяные мельницы.