Приложение МААМ

Особенности восприятия разных музыкальных жанров

Наталья Потапкина
Особенности восприятия разных музыкальных жанров
▼ Скачать + Заказать документы

Развились эти жанры из синкретизма фольклорного искусства в результате потребностей общественной практики. Различия в содержании и целях этих двух музыкальных жанров привлекло за собой и различия в характеристиках особенностей их музыкального восприятия. В самом общем виде эти различия заключаются в том, что легкая музыка преимущественно функциональна и ее звучание может сопровождать многие другие, немузыкальные виды деятельности, в то время как серьезная музыка подразумевает наличие самостоятельной ценности в самой себе.

Публикация «Особенности восприятия разных музыкальных жанров» размещена в разделах

Наиболее существенные различия в восприятии этих двух жанров заключаются в том, что классическая серьезная музыка для своего постижения требует глубокой сосредоточенности, нередко -- аналитического размышления по поводу вызываемых музыкой переживаний. Поэтому не случайно так много общего в восприятии серьезной музыки с медитацией, под которой понимается «интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание». Состояние особого просветления сознания, которым характеризуется настроение человека, вышедшего из медитации, мы можем засвидетельствовать и у слушателей после хорошего концерта серьезной музыки, и у посетителя художественной выставки, и у человека, успешно решившего творческую задачу после долгих размышлений над ней. Возникающие в момент медитации особые состояния сознания способствуют тому, что переживаемая идея становится достоянием системы ценностных ориентаций личности. В состоянии медитации человек может осуществлять глубокую рефлексию -- процесс самопознания своих внутренних психологических возможностей, мыслей, чувств, возникающих в процессе его жизни. Рефлексивные знания, как указывает известный психолог К. Обуховский -- «плод раздумий самого человека, результат самостоятельного осмысления им действительности и фундамент сознательной активности личности, оригинальной интерпретации и творческого изменения его мира» [5] Группа музыкантов-экспертов высокой квалификации увидела следующие различия между музыкой серьезных и легких жанров :

Серьезная музыка Легкая музыка

Высокая сложность Низкая сложность

Наиболее существенная роль среди выразительных средств принадлежит мелодии и гармонии Наиболее существенную роль среди выразительных средств играет ритм

Наибольшее значение имеют крупные формы Преобладают мелкие формы

Художественный образ, как правило, динамичен Художественный образ преимущественно статичен

Восприятие носит сосредоточенный и углубленный характер Восприятие часто бывает рассеянно- поверхностным

Направленность переживания -- интровертированная Направленность переживания -- экстравертированная

Разрядка музыкального переживания осуществляегся в образах фантазии и представлений Разрядка переживания может осуществляться в активном движении

Музыкальное произведение требует, чтобы слушатель «поднялся» до его уровня Музыкальное произведение как бы «нисходит» к потенциальным возможностям слушателей

Музыка отделена от повседневной жизни, не создастся для организации ее фона, но является самоцелью для решения эстетических задач Музыка неотделима от повседневной жизни, которой она нередко служит фоном для решения внсэстетических задач

Музыка приобшает слушателя к вечным идеалам всего человечества по принципу «везде и всегда» Музыка приобшает индивида к жизни в непосредственном социальном окружении по принципу «здесь и сейчас».

Выразительные средства стремятся к оригинальности и самобытности Выразительные средства имеют тенденцию к унификации

Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют старые произведения Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют новые произведения

Популярность музыки во многом обусловлена личностью композитора Популярность музыки обеспечивается личностью исполнителя

Самосознание личности концентрируется в индивидуальном переживании слушателя Самосознание слушателя растворяется в коллективном переживании

Для развития личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. То, что воспитывается в личности человека в процессе общения с музыкой одного плана, вероятно, не может быть замещено и возмещено музыкой другого, равно как потребность в уединении не может быть восполнена и замещена потребностью в общении и наоборот. Чувства развитого человека должны уметь растворяться и в общественно ценном коллективном переживании, и в то же время иметь возможность проявляться в индивидуальном переживании и размышлении, когда человек остается один на один со своей совестью.

Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна. Ее просто приятно слушать. Но как выяснилось, что это не просто желание слушать приятную мелодию, это желание в какой-то степени познать себя через композиции звуков. Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии. Пропущенная через сердце, она становиться целебной и радует нас. Ещё при рождении у ребёнка насчитывается около миллиарда нейронов, которые в свою очередь вырабатывают 1000 миллиардов синопсисов. В течение первых трёх месяцев жизни малыша налаживается связь между нейронами и синопсисами, они начинают активно взаимодействовать и взаимно развиваться. Результаты исследований показали, что в возрасте между 3 и 12 месяцами, идёт активное развитие детей, что соответствует быстрому увеличению количества синапсических соединений в мозгу. Учёные, после проведённых исследований, считают, что если ребёнок в этом возрасте будет слушать произведения классических музыкантов, то связь между его синопсисами будет крепче. У детей, постоянно слушающих классическую музыку, легче вырабатывается пространственное мышление и развивается хорошая память. А дети, матери которых во время беременности слушали классическую музыку, намного спокойнее и уравновешеннее.

Данные многих исследований, показывают, что дети, которые обучаются игре на музыкальных инструментах в возрасте 2-4 лет, намного более развиты. Известен случай, когда при помощи музыки был исцелён ребёнок со страшным диагнозом, при котором поражается опорно-двигательная система. При помощи музыки у него началось выздоровление и ребёнок начал двигаться увереннее и устойчивее. В качестве лечения терапевт скомбинировал прослушивание классической музыки с уроками игры на гитаре.

Существует несколько теорий по поводу благотворного воздействия классической музыки на детей. Первая - это музыка обладает успокаивающими свойствами для мозга. Ребенок, слушающий музыку, успокаивается, он счастлив, а мозг имеет больше времени на концентрацию перед выполнением поставленной задачи, без нетерпения и стресса. Вторая теория говорит о том, что музыка является ещё одним языком, который воспринимает мозг. Так, развитие ребёнка, его языковых навыков с помощью музыки может повлиять на развитие мышления малыша. В дальнейшем это будет способствовать развитию пространственного мышления ребёнка.

Американские исследователи в начале 90-х годов ввели такой термин как «эффект Моцарта». Смысл данного эффекта заключается в том, что после 10-минутного прослушивания произведений австрийского композитора, скорость решения задач на пространственное мышление значительно возрастает. А вот по мнению немецких ученых, «эффект Моцарта» - весьма спорное явление. Безусловно, музыка влияет на человека, но вот строгих закономерностей не прослеживается. Более того, результат тестирования не зависит от того, какую музыку слушали испытуемые. Как же все-таки классическая музыка влияет на сознание человека? Для начала нужно разобраться в том, что же такое классическая музыка. Это понятие имеет несколько значений и употребляется в зависимости от контекста: это и музыка прошлого, выдержавшая испытание временем, и музыка эпохи классицизма - второй половины XVIII века - начала XIX века, и так называемая академическая музыка с мелодическими и гармоническими принципами и инструментальным составом.

Узнать, как на человека влияет та или иная музыка можно с помощью воды. Поразительнейшие результаты получали ученые, проводившие следующие опыты. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками».

Кафедра психофизиологии факультета психологии МГУ заявила, классическая музыка, безусловно, влияет на интеллектуальные способности человека. Она способствует повышению эмоциональной активности человека. В период такой активности, действительно повышаются умственные способности.

По мнению преподавателей музыкальной школы, для молодого поколения наиболее важно слушать классическую музыку, потому что это определенный пласт в воспитании подрастающего поколения. Это как эстетические ценности, так и историческая ретроспектива. Слушать нужно классику, это может быть и академическая, и джазовая музыка. Классика - это образец.

Публикации по теме:

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговоркиСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Дидактические игры для закрепления знаний жанров живописи: портрет, натюрморт, пейзажДидактические игры для закрепления знаний жанров живописи: портрет, натюрморт, пейзаж Уважаемые гости моей странички! Решила показать Вам дидактические игры, которые использую в своей работе для закрепления знаний детей жанров.

Фотоотчет о «Дне музыкальных игр и музыкальных игрушек» в ДОУФотоотчет о «Дне музыкальных игр и музыкальных игрушек» в ДОУ *** 18 ноября 2020 г. в нашем детском саду прошли музыкальные досуги, посвященные "Дню музыкальных игрушек и музыкальных игр’’. К малышам.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возрастаОсобенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста Проблема воспитания интереса и уважения к культурам разных стран у детей становится в современном мире всё более актуальной. Значительная.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки»Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговорыСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговоры Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Как вы думаете, что значит.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности восприятия разных музыкальных жанров
Опубликовано: 3 октября 2022 в 13:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности восприятия разных музыкальных жанров» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Потапкина (УИ 1871210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД