Светлана Кузнецова
Осуществление индивидуального подхода в процессе организации двигательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО(практика)
▼ Скачать + Заказать документы
Очевидно, что реализация поставленных задач невозможна без тщательного изучения индивидуальных возможностей ребенка в двигательной деятельности и определения уровня его ближайшего развития. Перед нами встала проблема, каким образом проводить педагогическую диагностику (мониторинг). Учитывая положения ФГОС ДО (3.2.3, стали ориентироваться на содержание образовательной области «Физическое развитие» (2.6)
Публикация «Осуществление индивидуального подхода в процессе организации двигательной деятельности в соответствии с ФГОС до (практика)» размещена в разделах
Мы учитывали, что результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории)
Основными приемами педагогической диагностики были:
- наблюдение за детьми в самостоятельной деятельности
- специально организованные педагогические ситуации для определения возможностей овладения детьми разных видов движений
- игра «Незаконченные предложения» по выявлению готовности соблюдать элементарные правила здорового образа жизни
- настольная игра «Ассоциации» (представления о видах спорта и спортивного снаряжения, развитие мелкой моторики рук).
Проанализировав результаты педагогической диагностики, мы увидели, что в одной группе присутствуют дети:
1) с разной степенью физической подготовленности и уровнем освоения техникой основных движений
2) с разными уровнями двигательной активности (гиперактивные, уравновешенные, медлительные, социальнонеуверенные)
3) с разной степенью заинтересованности к любым видам двигательной деятельности
4) с высоким потенциалом в двигательной деятельности
* * * * *
Перед нами встала проблема: как строить работу, чтобы обеспечить максимальное освоение основными движениями всеми детьми на групповых физкультурных занятиях?
Полноценная реализация индивидуального подхода в двигательной деятельности с детьми возможна, если реализовать комплекс педагогических условий, включающий:
* Подбор и адаптацию современных технологий, позволяющих каждому ребенку успешно освоить реализуемые в ДОО программы по физическому развитию.
* Внесение конструктивных изменений в организацию непосредственной образовательной деятельности, которая исключает спонтанность выбора средств и методов двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
* Координацию деятельности специалистов (психолога, инструктора по физической культуре, врача, ст. медсестры, ст. воспитателя) и педагогов ДОО в планировании физкультурно – оздоровительной работы с детьми.
* Сотрудничество с семьей через современные формы взаимодействия.
* Создание предметно – пространственной среды развития движений и оздоровления детей, обеспечивающей возможность реализации индивидуального подхода как в
организованной взрослым физкультурно – оздоровительной работе с детьми, так и в самостоятельной двигательной деятельности каждого ребенка.
* * * * *
При индивидуальном подходе к детям в двигательной деятельности мы учитывали в основном состояние здоровья ребенка и половые различия. Это прослеживалось в изменении объема нагрузки, в замене одних упражнений другими, в использовании специальных оздоровительных технологий и спортивного оборудования.
Анализируя собственную деятельность, мы пришли к выводу, что недостаточно учитывали индивидуальные особенности освоения детьми элементов техники ОД.
Сейчас, при индивидуальном подходе, мы учитываем уровень двигательной активности и степень физической подготовленности. Так как эти направления влияют на качество освоения движений.
В педагогической практике существует много видов проведения физкультурных занятий. И мы, попытались в них продумать индивидуальный подход к детям.
* На занятиях традиционного типа предусматривается:
- организация работы с подгруппами, сформированными с учетом степени физической подготовленности (каждая подгруппа углубленно разучивает или отрабатывает то движение, которое вызывает затруднение);
- в настоящее время при разучивании нового движения применяю компьютерные презентации, где наглядно демонстрируется схема выполнения движения
- учитываются индивидуальные особенности здоровья (детям подготовительной группы по физической культуре снижается нагрузка. В старшем возрасте дошкольники уже могут оценить свое состояние и самостоятельно переходят с бега на ходьбу, выполняют ходьбу по коррекционным дорожкам, упражнения на профилактику плоскостопия, дыхательные упражнения, самомассаж стоп, упражнения на равновесие и др.
* Следующий прием – это работа по карточкам – схемам
- Используется на таких занятиях как занятие – тренировка, на котором идет отработка элементов движения и закрепление. Карточки - схемы позволяют подобрать движения для каждого ребенка индивидуально (например, а) детям с высокой двигательной активностью подбираются движения, в которых требуется точность выполнения б) заменить те движения, которые не рекомендуется выполнять детям по медицинским показаниям в) подбираются движения в которых ребенок испытывает затруднения). Использование карточек - схем способствуют развитию самостоятельности, навыков самоконтроля.
* Занятие по интересам – одно из новых для нас.
На этих занятиях детям предоставляется возможность самим выбрать те движения, которые им интересны. Они самостоятельно выбирают физкультурное оборудование, снаряды, организуют свою деятельность. Эти занятия способствуют развитию таких ценных качеств у детей как самостоятельность и инициативность.
Если ребенок затрудняется в выборе, то роль педагога – помочь ему. В этом случае предлагаю детям набор карточек с движениями (изолированно или в сочетании с другими – полоса препятствий). На этих занятиях важно обогатить двигательный опыт детей.
* Следующий тип - занятия с использованием тренажеров
Эти занятия дают возможность дозировать физическую нагрузку в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности детей. Поэтому важно продумать, кому из детей увеличить дозировку, а кому наоборот снизить, кому дать дополнительные задания, требующие более точного выполнения (прыжки на батуте с поворотом, с различными заданиями) и т. п. Кроме того, при выполнении движений, дети привлекаются к оценке и самооценке, что также развивает полезные качества личности.
* Игровые занятия (в виде подвижных игр или игр – соревнований)
Занятия этого типа чаще всего используются во время каникул. Здесь тоже предусмотрены некоторые способы осуществления индивидуально-дифференцированного подхода. Например, при организации игр-соревнований учитываем тип нервной деятельности детей. Гиперактивных детей ставим впереди колонны, т. к. им трудно ждать своей очереди. Поощряем застенчивых, робких детей, даем возможность попробовать себя в роли ведущих в подвижных играх и др. Здесь также детям дается возможность самим выбрать игры. Используется такие приемы, как жребий, спортивная лотерея и др.
Игровые занятия очень близки к физкультурным развлечениям, которые проводятся у нас регулярно 1 раз в месяц. Нами разработаны циклы физкультурных развлечений на весь учебный год, начиная со среднего дошкольного возраста.
Результаты мониторинга позволяют не только грамотно построить групповые физкультурные занятия, но и спроектировать индивидуальную работу с дошкольниками. В настоящее время мы уделяем большое внимание вопросу разработки индивидуальных образовательных маршрутов детей, направленные на развитие индивидуальных способностей, реализации личностного потенциала воспитанника в двигательной деятельности.
В карте ИОМ ребенка в описательной форме заносятся результаты педагогического мониторинга на начало года. Далее прописывается индивидуальная образовательная деятельность в виде игр и упражнений, которые помогут ребенку преодолеть трудности в освоении движений. Невозможно определить образовательный маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Индивидуальную образовательную деятельность провожу я (во время прогулки и 1 раз в неделю во вторую смену) и воспитатели, которых обучаю технике движений для выполнения моих рекомендаций.
Положительные результаты в освоении детьми движений невозможны без активного участия родителей, так как они являются активными участниками образовательного процесса. В конце каждой тематической недели в родительский уголок помещается информация о том, с каким материалом по двигательной деятельности дети познакомились. Даются индивидуальные рекомендации родителям.
Родители – наши помощники и единомышленники, поэтому, мы стараемся активно привлекать их к делам группы через различные формы работы:
- анкетирование
- индивидуальные консультации
- размещение материала в уголке «Страничка здоровья», «Наши успехи»
- посещение физкультурных занятий и кружков
- проведение Дня открытых дверей
- участие в спортивных праздниках
- изготовление презентаций на спортивные темы
- обобщение семейного опыта по теме «Здоровая семья»
- сайт ДОУ
-совместное изготовление детского портфолио
Для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности необходимо подобрать такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые отвечали бы его индивидуальным потребностям в движении в соответствии с уровнем его физического развития, уровнем физической подготовленности, уровнем двигательной активности, учетом его пола. Правильный подбор и рациональное использование оборудования способствует развитию двигательной сферы детей, базовых умений и навыков, развитию двигательных качеств и способностей, воспитанию интереса к разным видам занятий по физической культуре.
В Стандарте говорится: 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Для выполнения этих условий, мы воспользовались рекомендациями А. А. Чеменевой и Л. М. Есиной
Выводы:
Изменив подходы в организации физкультурных занятий, мы заметили:
1. Повысился интерес у детей и родителей к двигательной деятельности и в частности к физкультурным занятиям. Изменилось в положительную сторону эмоциональное отношение детей и взрослых. Дети выступают инициаторами двигательной деятельности.
2. Дети стали показывать стабильные положительные результаты в овладении основными видами движений, улучшилась техника выполнения движений.
3. Повысился уровень физической подготовленности детей к школе.
4. У большинства старших дошкольников формируется стремление к сохранению и укреплению своего здоровья, потребность в занятиях физическими упражнениями. Многие дети с большим желанием посещают кружки спортивной направленности как в детском саду, так и спортивных секциях социума, участвуют в различных соревнованиях.