Лариса Стрельникова
Отчёт о работе по проекту «Малыши-исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Малыши-исследователи
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?».
Публикация «Отчёт о работе по проекту „Малыши-исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И. М. Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь, под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность- один из самых эффективных.
Поэтому мы начали работу над исследовательским проектом «Малыши-исследователи», цель которого формировать у детей представления о воде, её свойствах.
Задачи проекта :
1. Расширять кругозор детей, их познавательные способности.
2. Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразным сенсорным впечатлениями.
3. Расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Формировать у детей навыки практического экспериментирования.
На первом (подготовительном) этапе реализации проекта проводилось анкетирование родителей с целью выявить уровень знаний родителей об экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования можно сделать вывод: родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей.
Изготовили картотеку загадок, потешек, художественного слова о воде, картотеку опытов.
На втором (практическом) этапе реализация проекта осуществлялась в разнообразных видах деятельности:
- беседы: «Вода и её превращения», «Есть ли у воды
цвет», «Есть ли у воды запах?»;
- опыты: «Вода прозрачная», «Горячая и холодная», «У воды нет запаха», «Тонет – не тонет», «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет», «Окрашивание воды»;
- отгадывание загадок;
- проведение игры «Капельки»;
- консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
- проведение опытов с детьми дома (домашние задания);
- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
На третьем (заключительном) этапе для родителей проведен открытый показ НОД «Что мы знаем о воде?».
Оценка заинтересованности ребенка, его успешности в данном деле отслеживалось через наблюдение и анализ детской деятельности, опыты, беседы.
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходило через индивидуальную работу.
В результате проведенной диагностики выявилась положительная динамика усвоения детьми знаний о воде, её свойствах:
в начале работы над проектом высокий уровень развития детей составлял 13%, в конце работы-26,8%.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности, о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, что позволяет увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.