Отчет о проектной деятельности родительского клуба «Учимся, играя»

Елена Иванова
Отчет о проектной деятельности родительского клуба «Учимся, играя»

Актуальность.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Актуальность данной работы в том, что семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

(слайд № 2). С 01.01.2014г. в действие введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», где одной из задач является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Решение этой задачи основано на профессиональной грамотности педагога».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между педагогами и родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.

Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д.

"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Формирование активной жизненной позиции родителей явилось актуальной проблемой для педагогов нашего детского сада. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому учреждением был взят активный курс на создание единого пространства развития ребенка в детском саду и семье – первой школе воспитания растущего человека.

(слайд № 3). Работа над определением эффективной формы взаимодействия с родителями проходила в несколько этапов.

(слайд № 3) - щелчок. Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей. Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы. Анализ результатов проведенной работы выявил психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

(слайд № 3 – щелчок). После подведения итогов сбора и анализа полученной информации начался второй этап, целью которого стало определение наиболее эффективной формы сотрудничества с родителями по выявленным вопросам. Возникла потребность в такой форме взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволила бы нашим родителям стать непосредственными участниками педагогического процесса, вызвать у них интерес к познанию самих себя, поддержать их в развитии социально-культурной компетентности в области воспитания, осознанию родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формированию мотивации к их изменению, поиску и апробированию новых способов детско-родительских отношений.

Проанализировав сложившую ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является Родительский клуб.

Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

(слайд № 3 – щелчок). Третьим этапом в реализации поставленных задач стало создание Родительского клуба по выявленным проблемам «Учимся, играя». Предварительно, на родительских собраниях мы проинформировали родителей о деятельности родительского клуба. В начале учебного года, по результатам опросов родителей были выбраны наиболее актуальные и волнующие вопросы встреч родительского клуба и составлен план работы на год. Встречи планируются 1 раз в месяц.

Прежде всего, были определены цель и задачи.

(слайд № 4). Цель родительского клуба: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития; привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания и развития ребенка.

(слайд № 5). Задачи родительского клуба:

оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

• повышать педагогическую культуру родителей;

• активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

• выявлять положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;

• способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

(слайд № 6). Ожидаемые результаты:

• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;

• формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;

• возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;

• рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.

(слайд № 7). Этапы проекта:

Подготовительный:

1. Сбор анамнестических данных.

2. Диагностическое обследование детей с целью выявления особенностей психического развития каждого ребёнка, степени сформированности знаний, умений, навыков.

3. Анкетирование родителей.

4. Индивидуальное консультирование по итогам психолого-педагогического обследования детей.

5. Проведение индивидуальных бесед.

6. «Результаты обследования детей. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми на первое полугодие».

Практический этап родительского клуба: «Учимся, играя»:

Итогово-аналитический:

1. Диагностическое обследование детей с целью определения характера динамики развития и оценки качественности работы за год. Прогнозирование дальнейшей коррекционно-образовательной работы. Итоги подведения результатов за квартал.

2. Награждение родителей: грамотами и благодарностями за активное участие в родительском клубе «Учимся, играя».

3. Анкетирование.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный, гуманно-личностный подход к детям и к их родителям.

(слайд № 8). В 2019 году на базе дошкольного учреждения начал свою работу родительский клуб «Учимся, играя», это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании и развитии детей.

Свой вклад в организацию деятельности клуба вносят коррекционные специалисты дошкольного учреждения (учитель-дефектолог Иванова Е. П., педагог-психолог Тимохова Т. В., учитель-логопед Чуприна О. В., учитель-дефектолог Овчарова О. А.).

Педагоги и специалисты дошкольного учреждения учат родителей лучше чувствовать и понимать своего ребенка, грамотно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики.

(слайд № 9). Для эффективного сотрудничества с родителями учитываем их личностные проблемы, прежде всего, чтобы заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями. Общение в рамках родительского клуба создает положительную эмоциональную атмосферу, как для педагогов, так и для взрослых.

В рамках родительского клуба организую встречи родителей, заинтересованных в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба знакомятся друг с другом, делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком, встречаются со специалистами, обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях. Работа с родителями, основана на сотрудничестве и взаимодействии.

(слайд № 10). Использую различные формы проведения родительского клуба «Учимся, играя» такие как:

-круглый стол, консультации, беседы, дискуссии;

-семинары-практикумы со специалистами»;

-совместные праздничные мероприятия;

-участие в конкурсах;

-использование информационных технологий: выпуск брошюр, буклетов, памяток;

-ИКТ технологии - что позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

(слайд № 11). На этих встречах я рассказываю о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения, что помогало родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, они научились эффективному взаимодействию с ним, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

Во время встреч в клубе «Учимся, играя» родители имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, и это дает родителям ощущение того, что «они не одиноки».

(слайд № 12). Результатом работы клуба является:

-включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы;

-родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;

-убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;

-формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

В заключении необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.

(слайд № 13). Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Учимся — играя!» (логические игры с «Блоками Дьенеша»)«Учимся — играя!» (логические игры с «Блоками Дьенеша») «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.

Мастер-класс для родителей «Учимся играя»Мастер-класс для родителей «Учимся играя» Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь его в активное освоение окружающего мира. Учиться, играя! Эта идея увлекает.

Отчет о результатах реализации проекта «Учимся, играя» (первая младшая группа)Отчет о результатах реализации проекта «Учимся, играя» (первая младшая группа) .

Проект родительского клуба «Ладушки» Автор и руководитель проекта: Васильева О. А., воспитатель группы раннего возраста АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Когда в семье появляется малыш,.

Проект в младшей группе «Учимся — играя, играя — познаём» «Учимся-играя, играя-познаем». «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Учимся играя. Игры Воскобовича в практике работыУчимся играя. Игры Воскобовича в практике работы Вот уже несколько лет в своей практике,я использую развивающие игры Воскобовича. Использую их на занятиях по математике,развитию речи и.

Учимся, играя. Слоговые ребусы.Учимся, играя. Слоговые ребусы. Уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию материал, который использую в работе со своими детьми уже давно и успешно. Это слоговые.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Отчет о проектной деятельности родительского клуба «Учимся, играя»
Опубликовано: 17 марта 2020 в 20:41
+107Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...

14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...


Горячие темочки