Получи документы

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя»

Тамара Николаевна Лазарчук
Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя»

Часть II

В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно воспитывать у ребенка уже в дошкольном возрасте, чтобы ребенок как можно раньше научился понимать смысл этих выражений и сам употреблять в своей речи переносные выражения.

Фразеологические обороты занимают особое место в нашей речи. Они позволяют охарактеризовать тот или иной предмет наиболее кратко и точно, причем буквально одним словом. Поэтому чем больше переносных выражений усвоит ребенок, тем лучше и глубже он будет понимать литературные и другие произведения и тем богаче и образнее будет его собственная речь.

Публикация «Речевой материал к консультации „Учимся говорить играя“» размещена в разделах

Фразеологизмы

Цель. Познакомить детей с различными образными выражениями, обогащающими русский язык. Научить детей понимать и применять крылатые слова и выражения в своей речи. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Легок на помине. Появляется как раз в тот момент, когда о нем говорят или думают.

Баклуши бить - бездельничать.

Витать в облаках – фантазировать невесть о чем.

Душа в пятки ушла – человек перетрусивший, испугавшийся.

На краю земли – где - то очень далеко.

Работать засучив рукава – работать со старанием.

Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдемся.

Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.

На седьмом небе – быть в полном восторге.

Крокодиловы слезы – притворное сожаление, лицемерные слезы.

Знать назубок – знать что – то очень хорошо.

Золотые руки – так говорят о людях, которые все умеют делать.

Жить чужим умом – не быть самостоятельным в своих поступках, действиях.

Ни жарко, ни холодно – безразлично, все равно.

Рукой подать – значит очень близко.

Краем уха – слушать кого – либо невнимательно, урывками.

Ухо режет – речь или слова, которые производят неприятное впечатления на слух.

Держать ухо востро – не доверять кому – либо, быть осмотрительным.

На ухо наступил медведь – человек лишен музыкального слуха.

Умывать руки – устраняться от ответственности за что – либо.

Уши вянуть – противно слушать что – либо.

Навострить уши – приготовиться внимательно слушать.

Америку открывать – говорить о том, что всем давно известно.

Зарубить на носу – что-то запомнить, навсегда принять к сведению.

Мутить воду – что-то нарочно запутывать, вносить неразбериху.

Вешать нос – огорчаться, поддаваться мрачному настроению.

Лакомый кусочек - что-то очень выгодное, привлекательное.

Утереть нос – доказать свое превосходство в чем-либо.

Рука не дрогнет - хватит решимости, смелости, мужества сделать что-либо.

Проглотить пилюлю – молча, терпеливо снести обиду, оскорбление.

Рожки да ножки - ничего не осталось.

Тащить за уши – помогать лентяю, неумехе

Рука об руку – вместе, дружно.

Прикусить язык – промолчать.

Черная неблагодарность – отвечать злом на добро.

Долгий язык – так говорят о болтливом человеке.

Проглотить язык – о человеке, который не может или не хочет сказать что – либо.

Острый язычок - остроумный, язвительный человек.

Мало каши ел – физически слабый человек.

Буря в стакане воды – сильное возбуждения, горячий спор по ничтожному поводу.

Вбить себе в голову – укрепить в каком-либо убеждении, намерении, упрямо его отстаивать.

Мурашки по коже – чего – то испугаться или сильно переживать.

Голова садовая - несообразительный, или рассеянный человек.

Воздушные замки - невыполнимые планы, несбыточные мечтания.

Ни жарко, ни холодно - безразлично, все равно.

Ждать у моря погоды - рассчитывать, надеяться на что – либо, не предпринимая ничего.

Жить чужим умом - не быть самостоятельным в своих действиях, поступках.

С иголочки – о безупречно одетом человеке.

Игра не стоит свеч - так говорят о не оправдавшем себя деле, занятии.

Ищи ветра в поле – не вернешь обратно, не найдешь.

Крокодиловые слезы – притворное сожаления.

ИЗМЕНИ СЛОВО.

ЦЕЛЬ. Обогатить словарный запас. Способствовать более точному и более глубокому пониманию значения слов, научить подбирать однокоренные родственные слова. Развивать мышление, речевое внимание. Воспитывать интерес к познанию родного языка.

От глагола ХОДИТЬ можно образовать целый ряд родственных слов глаголов

с новым значением: ВХОДИТЬ, ВЫХОДИТЬ, УХОДИТЬ, ЗАХОДИТЬ, ПОДХОДИТЬ,

ОТХОДИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, ПРОХОДИТЬ.

Таким же способом можно образовывать новые слова и от других глаголов:

Бегать – вбегать, выбегать, убегать, забегать, подбегать, отбегать, перебегать, пробегать.

Плавать - ….

Летать - …

Ползать - ….

Прыгать - ….

Скакать - ….

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВОК СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

Выход - приход - переход - проход.

Вылет -….

Выезд - ….

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХ ЖЕ ПРИСТАВОК ПРИЧАСТИЯ:

Выходящий - приходящий - переходящий - проходящий.

Вылетающий - …

Выезжающий - ….

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХ ЖЕ ПРИСТАВОК ДЕЕПРИЧАСТИЯ:

Выходя - приходя - переходя - проходя.

Вылетая - …

Выезжая - …

Для маленьких детей можно использовать такую игру:

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ?

ЦЕЛЬ. Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы; активизировать в речи употребление глаголов, образованных от звукоподражаний. Развивать речевое

внимание артикуляционный аппарат. Воспитывать интерес к речевым играм.

Курица – кудахчет, квохчет. Лев - рычит.

Сорока - стрекочет. Воробей - чирикает.

Кузнечик - стрекочет. Рыба - молчит.

Лошадь - ржёт. Корова - мычит.

Кошка - мяукает, мурлычет. Гусь - гогочет.

Утка - крякает. Лягушка - квакает.

Кукушка - кукует. Собака - лает.

Жук - жужжит. Змея - шипит.

Волк - воет. Петух - кукарекает.

Голубь - воркует. Ёжик - фыркает.

Ворона - каркает. Цыплёнок - пищит.

Баран – блеет Соловей – поет.

Коза – блеет. Свинья - хрюкает.

Медведь – рычит. Лягушка – квакает.

Комар – пищит.

Для того чтобы вызвать у детей интерес к словесным играм необходимо правильно, я бы даже сказала эмоционально провести мотивацию перед игрой. Для маленьких детей использовать кукольный театр, сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте превратить эти игры в процесс соревнования с получением фишек за правильные ответы и выбора победителей. Такие игры – соревнования у себя в группе я называю «Знаток русского языка» или «Умники и умницы». Победители получают переходные медали, в которых они ходят целый день. Соревновательный элемент, чувство победы и гордости за себя побуждают детей активно принимать участие в таких играх, а нам без особого труда развивать красивую, богатую и выразительную речь детей.

Публикации по теме:

Учимся говорить, играя! (1 младшая группа)Учимся говорить, играя! (1 младшая группа) Учимся говорить играя. Цели: развиваем мелкую моторику, учить детей слушать, повторять, произносить звуки, заинтересовать детей в новых.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя»
Опубликовано: 10 мая 2015 в 08:42
+186Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 116.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД