Отчет о проведении исследования «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста»

Яхно Ксения Константиновна
Отчет о проведении исследования «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста»

Из множества различных отношений, которые формируются в течение всей жизни, наиболее значимыми, выступают отношения, между родителем и ребенком. Не удивительно, что исследователи уделяли значительное внимание вопросам, которые касались темы отношений между детьми и их родителями, для того, чтобы понять, как эти отношения развиваются, функционирует в течение времени. Я, как и другие исследователи, тоже заинтересовалась темой детско-родительских отношений, а именно как стиль родительского воспитания будет оказывать влияние на поведение ребенка дошкольного возраста.

Из анализа психолого-педагогической литературы, я узнала, что родительские отношения в дошкольном возрасте влияют на формирование отношения детей к миру и самим себе, показывают, как реагировать на различные ситуации, и развивают эмоциональное восприятие окружающей среды. В качестве социального института семья устанавливает социальные нормы, санкции и модели поведения, регулирующие отношения между детьми и их родителями и способствующие взаимной моральной ответственности и взаимной поддержке.

Многие исследователи изучают способы, с помощью которых родители пытаются сформировать общий тон, или климат, в отношениях родитель – ребенок. Используя такого рода подход, эксперты определили три основных стиля воспитания детей, которые обычно возникают в дошкольном возрасте: авторитарный, либеральный, демократический. Хотя ни один из родителей не является абсолютным приверженцем одного из стилей, однако они следуют некоторым общим тенденциям в подходе к воспитанию детей, поэтому можно описать отношения между родителями и детьми с точки зрения, преобладающего стиля воспитания.

Актуальность данной проблемы обуславливает тему моего исследования: «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста».

Так как в настоящее время эта проблема считается актуальной мало исследованной, поэтому представляет большой интерес для нас.

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему исследования: в дошкольном возрасте закладываются основные установки поведения ребенка, которые включают в себя различные проявления нежелательного поведения. Актуальность исследования обуславливает потребность своевременного выявления типов нежелательного поведения у детей дошкольного возраста и их коррекцию. Так как в настоящее время эта проблема считается мало исследованной, поэтому представляет большой интерес для нас.

Цель: исследовать и выявить взаимосвязь стиля семейного воспитания и типов нежелательного поведения детей дошкольного возраста.

Объект исследования: Проявление нежелательного поведения ребенка как следствие влияния на него неприемлемого стиля воспитания родителей.

Предмет: Взаимосвязь стиля семейного воспитания и типов нежелательного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи:

С помощью теоретического анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику понятию семье в современном обществе;

Изучить существующие виды стиля семейного воспитания;

Дать характеристику особенностям развития детей дошкольного возраста;

Уточнить, что включает в себя понятие проявление нежелательного поведения;

С помощью методик выявить стиль семейного воспитания у родителей, а так же типы нежелательного поведения детей дошкольного возраста;

Доказать с помощью эмпирического исследования, что есть прямая взаимосвязь между стилем семейного воспитания и определенным типом нежелательного поведения детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Я предполагаю, что существует взаимосвязь стиля семейного воспитания и типа нежелательного поведения у детей дошкольного возраста, а именно: при использовании родителем приемлемого стиля воспитания, у ребенка уровень агрессивного поведения, тревожность, уровень враждебности и пассивность, будет находиться в пределах нормы. При использовании родителем неприемлемого или разрушительного стиля воспитания уровень тревожности, агрессивность, враждебность и пассивность будет, ожидаемо, расти.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2. Эмпирические методы: методика «Стили семейного воспитания» Л. Ф. Обухова, опросник «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» А. А. Романов, «Тест тревожности» Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, метода наблюдения.

3. Интерпретационные и описательные методы: количественный качественный анализ результатов обследования.

Теоретическая значимость исследования позволят расширить и уточнить знания по проблеме проявлений нежелательного поведения детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проводимого нами исследования могут использоваться специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста, а именно: исходя из полученных результатов, специалист может сделать вывод о нуждаемости ребёнка в коррекционных мероприятиях.

Цель эмпирического исследования – выявление зависимости нежелательного поведения (агрессивное поведение, тревожное поведение, пассивное поведение, вызывающее поведение) детей дошкольного возраста от стиля семейного воспитания.

Базой исследования являлся МАДОУ города Южно-Сахалинска. В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста – 27 человек (возраст 3-6 лет) и их семьи.

В процессе проведения исследования, с помощью методики «Стили семейного воспитания», мне удалось выявить, что 11 семей проявляют авторитарный стиль воспитания (в исследовании неприемлемый стиль воспитания) – 41%, 9 семей проявляют демократический стиль воспитания – 33%, 7 семей проявляют либеральный стиль воспитания (в исследовании неприемлемый стиль воспитания) – 26%. Таким образом, я выяснила, что неприемлемый стиль воспитания проявляют 18 семей (67%).

В процессе проведения исследования, с помощью опросника «Агрессивность: ребенок глазами взрослого», мне удалось выявить, что у 3-их детей нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии, они самостоятельно овладевают собственной агрессивностью – 11%, у 11 детей (41%) есть опасность закрепления агрессивных реакций, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. Я выявила, что 13 детей нуждаются в психолого-педагогической помощи в овладении агрессивностью – 48%. Однако совсем запущенных детей, у которых агрессивное поведение не поддается психолого-педагогическому влиянию и которым требуется медицинская помощь, выявлено не было. Таким образом, я выяснила, что 24 ребенка (89%) дошкольного возраста проявляют агрессивное поведение.

В процессе проведения исследования, с помощью «Теста тревожности», мне удалось выявить, что 10 детей имеют низкий уровень тревожного поведения – 37%, 14 детей имеют средний уровень тревожного поведения – 52% и 3 ребенка имеют высокий уровень тревожного поведения – 11%. Таким образом, я выяснила, что 17 детей (63%) дошкольного возраста проявляют тревожное поведение.

Для того чтобы ответить на вопрос связаны ли уровень стиля воспитания и уровень агрессивного поведения, я воспользовалась коэффициентом ранговой корреляции r_s – Спирмена.

Таким образом, я решила последнюю задачу моего исследования, а именно: доказала с помощью эмпирического исследования, что есть прямая взаимосвязь между стилем семейного воспитания и проявлениями агрессивного и тревожного поведения. В своем исследовании я не установила, прямой связи между стилем семейного воспитания и проявлениями пассивного и вызывающего поведения. Я предполагаю, что причина заключается в том, что на данные проявления нежелательного поведения ребенка в первую очередь оказывали влияние внешние факторы (погода, сон, усталость, а уже во вторую очередь стиль воспитания.

Публикации по теме:

«Влияние семейного воспитания на особенности личности и поведения ребенка» (для родительского собрания) Типы семейного воспитания. "Один родитель ценнее тысячи учителей". Китайская пословица Воспитание детей – важнейшая задача современной.

Консультация для родителей «Четыре стиля воспитания детей» Наверное, каждый родитель мечтает чтобы его ребёнок вырос воспитанным, образованным и успешным человеком. Для этого ребёнку нужно уделять.

Мастер-класс «Влияние стиля воспитания на психическое здоровье ребенка в условиях семьи и детского сада» Трудно переоценить значение взрослого, а тем более родителя, его общения с ребенком, для психического развития и психического здоровья ребенка.

Отчет о проведении Дня матери у детей старшего дошкольного возраста День Матери в ДОУ С 1998 года в России в последний воскресный день ноября празднуется День Матери, Хранительницы очага. Это своеобразный.

Отчет о проведении детско-родительского квеста «Знай и люби свой город»Отчет о проведении детско-родительского квеста «Знай и люби свой город» С 24 по 30 ноября в нашей группе проходил детско-родительский квест «Знай и люби свой город» в рамках проекта «Мой город». Цель квеста:.

Отчет о проведении родительского собрания «Конструирование — это интересно!» Отчет о родительском собрании в старшей группе «Конструирование – это интересно!» Участники собрания : воспитатели, родители. Повестка.

Проведение экспериментального исследования «Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Информация для работы с родителями «Влияние стиля воспитания на поисковую активность ребенка» Влияние стиля воспитания на поисковую активность ребенка (материал для родительских собраний) Как было показано многочисленными исследованиями,.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Отчет о проведении исследования «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 января 2018 в 03:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
25 января. День мезенской росписи

Народные умельцы при создании мезенской росписи использовали всего два цвета: красный и чёрный, однако их работы получались очень красивыми. А главное – самобытными. На занятиях очередного тематического...

25 января. День рождения И. Шишкина

Очередной тематический день посвящен «лесному богатырю» и «царю леса» — именно так называли художника И. Шишкина его товарищи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

Фотоотчёт занятия по нетрадиционному рисованию «Рисуем мыльными пузырями» в младшей...
Цель : познакомить детей с новым видом рисования в нетрадиционной технике мыльными пузырями. Задачи: -учить выдувать воздух через трубочку,...
Сценарий спортивного развлечения «День рождения снеговика» для детей ДОУ
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности. Задачи: обобщить знания детей о зиме, как о...
Занятие по основам науки и естествознания в младшей группе «Безопасность на льду...
Тема: «Безопасность на льду водоёмов» Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде Задачи: Формировать у детей представления о...