Приложение МААМ

«Влияние семейного воспитания на особенности личности и поведения ребенка» (для родительского собрания)

Анна Никонова
«Влияние семейного воспитания на особенности личности и поведения ребенка» (для родительского собрания)
▼ Скачать + Заказать документы

Типы семейного воспитания.

"Один родитель ценнее тысячи учителей".

Китайская пословица

Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.

Публикация «„Влияние семейного воспитания на особенности личности и поведения ребенка“ (для родительского собрания)» размещена в разделах

Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.

В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль.

Существует 4 основных стиля отношений:

1. Авторитетный (принимающий, демократический);

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

2. Авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

3. Либеральный (бесконтрольный, попустительский);

Родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

4. Индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Родители не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Последствия стилей семейного воспитания

При авторитетном стиле воспитания  дети превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

При авторитарном стиле дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия.

При либеральном стиле дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

При  индифферентном стиле ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т. ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.

Опросник С. Степанова «Стили родительского поведения»

Инструкция. С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов выберите наиболее предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека наследственностью или воспитанием?

а. Преимущественно воспитанием.

б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

в. Главным образом врожденными задатками.

г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

а. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

б. Абсолютно с этим согласен.

в. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

а. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

в. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

а. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

в. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в

школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

а. Если попросит, можно и дать.

б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

в. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц, чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

а. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

в. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

а. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

в. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

а. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и

повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

в. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

а. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

в. Расстроюсь

г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

а. Безусловно.

б. Стараюсь.

в. Надеюсь.

г. Не знаю.

Бланк для диагностики

Стиль поведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 б в в г в г а б г б

2 а а г в б б б а а а

3 в б б б а а г в в в

4 г г а а г в в г б г

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.

Публикации по теме:

Особенности лепки и ее влияние на развитие ребенка. Консультация для родителей Лепка- увлекательное путешествие в удивительный мир материала, из которого можно создавать интересные предметы. Она дает удивительную возможность.

Конспект родительского собрания для детей старшей группы «Значение сказки для ребенка» Родительское собрание Цель: - дать родителям знания о значении сказки в развитии ребенка; - дать рекомендации родителям, какие сказки.

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Цели: Знакомство с родителями, знакомство родителей с воспитателями, установление позитивных отношений, создание положительной эмоциональной.

Особенности семейного воспитания ребенка-дошкольника с ринолалией Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия.

Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания Статья рассматривает изучение психолого-педагогической литературы, с помощью которой возможно будет изучить психологические особенности.

Родительское собрание «Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка» Родительское собрание на тему: «Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка»Задачи: - показать значимость психологического.

Сценарий родительского собрания «Влияние семьи на развитие личности ребенка» с презентацией Организационный момент - столы стоят в разных местах групповой, заготовки закрыты газетами. Родители встречаются с детьми в физкультурном.

Тренинг по оптимизации детско-родительских отношений «Особенности стиля семейного воспитания» Современные семьи часто нуждаются в поддержке специалистов, которые помогут утвердиться им в родительской компетентности, выработать правильную.

Влияние семейного микроклимата на ребенка Какая семья не мечтает, чтобы их ребенок рос здоровым и счастливым, жизнерадостным, общительным. Семья – первые, очень значимые жизненные.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенкаВлияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Влияние семейного воспитания на особенности личности и поведения ребенка» (для родительского собрания)
Опубликовано: 31 мая 2017 в 14:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Влияние семейного воспитания на особенности личности и поведения ребенка» (для родительского собрания)» (включая файлы) размещена пользователем Анна Никонова (УИ 1123628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД