Анна Владимировна Палаткина
Отчет о работе с родителями по системе «Родительская эффективность»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад — два кита, на которых стоит наше будущее. Не редко им не хватает взаимопонимания, компромисса, чтобы услышать друг друга и взаимодействовать в согласии. Как же изменить такое положение? Как привлечь родителей к совместной работе? Как создать единое поле для развития ребенка в семье и детском саду?
О проблеме взаимодействия семьи и детского сада не мало сказано, и не мало написано. Каждый из нас, безусловно, применяет в своей работе, как традиционные классические формы работы с родителями, так и нестандартные, новые подходы. Однако проблема взаимодействия двух общественных институтов по-прежнему была и остается очень насущной.
Публикация «Отчет о работе с родителями по системе „Родительская эффективность“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. В ФГОС говорится, что работа, проводимая с родителями должна быть индивидуальной, учитывать социальный статус, «настроения в семье», требования родителей к воспитанию и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: радио и телепрограмм, педагогической литературы, сайтов, интернет. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Такая коммуникация носит опосредованный характер. Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи».
И несомненно таких форм и методов огромное множество. Мы в своей практике решили использовать комплекс тренингов, мастер-классов и коллективного творчества под названием «Родительская Эффективность». Безусловно о нетрадиционных формах работы с родителями мы многое знаем, но не всегда нам кажется удобным и практичным их применение, да и не всегда, если уж быть откровенными, родители на такие формы и методы работы откликаются.
Однако в нашем случае использование педагогического комплекса «Родительская эффективность» дало очень хорошие результаты и стало для нас практически идеальным результатом положительного взаимодействия с нашими родителями.
В ходе нашей работы мы использовали не только традиционные родительские собрания, беседы и консультации, но и такую формы работы – как мастер-классы, Музыкальны гостиные, психолого-педагогические тренинги. Основная особенность работы в комплексе «Родительская эффективность» заключается в том, что работа наша строится не на взаимодействии родитель-ребенок, или родитель-педагог, а на взаимодействии трех составляющих педагогического процесса: родитель, ребенок и педагог. То есть что бы то ни было – мастер-класс или тренинг или еще что-то, в работе так или иначе задействованы все. Одним из интересных мастер-классов, помогающих в работе на сплочении как детей, так и взрослых, а также ориентированного на работу в системе «родитель-педагог-ребенок» можно назвать мастер-класс «Волшебные краски Добра».некоторые педагоги нашего ДОУ, посещающие ММО по социально-коммуникативному развитию дошкольников с ним уже знакомы. Этот мастер-класс, на первый взгляд может показаться очередным «рисовальным» мастер-классом. Однако его значимость куда более глубока. Входе работы над созданием красок, происходит непосредственное взаимодействие всех сторон педагогического процесса, ребенок работает в одной команде с мамой или папой и воспитателем, и является непосредственным участником, творцом. Закончив подготовительный этап по созданию волшебных красок, наши ребята, совместно со своими родными приступают к непередаваемому моменту совместного творчества, а педагогическую значимость такой деятельности, сложно переоценить. Включаясь в такую работу наши мамы и папы учатся не только руководить-командовать, но и помогать своим малышам, учатся слышать и слушать педагога, учатся чувствовать эмоции своих детей. И как следствие наши родители пусть не сразу, но начинают откликаться на любую просьбу со стороны детского сада, помогают в организации праздников, изготовлении костюмов. Вы скажете, что ведь и наши родители участвуют в праздниках, и это замечательно, но все же когда участие в празднике принимают абсолютно все члены семьи, это просто непередаваемо.
Как пример, мы хотим познакомить вас с нашим опытом проведения музыкальной гостиной в нашей группе, посвященной Международному женскому дню. Сама организация праздника и форма проведения заметно отличалась от стандартных утренников, к которым мы все привыкли. Начнем хотя бы с того, что проходило это мероприятие в нашей группе, где наши малыши проводят огромную часть своей жизни, детям там было безусловно комфортнее и спокойнее, и обставлено все было вовсе не как пафосное мероприятие для мам и пап, а как уютное семейное кафе. Наши детки и члены их семей сидели за столами, комната была наполнена запахами ароматного только что заваренного чая и свежеиспеченного, мамины руками, печенья. Не правда ли, здорово? И в двойне примечательно то, что именно концертную программу готовили не только наши воспитанники, но и их родные, так наши папы, которые в принципе то, не всегда активно принимают участие в детсадовской жизни, вместе со своими лапочками-дочками приготовили для наших мам удивительный подарок – совместный танец «Папина дочка», родители Алины и Ильи помогли нам в подготовке их первого сольного вокального выступления. И все это в доброй семейной обстановке. Нашу гостиную посетили не только мамы и бабушки, тут присутствовали и папочки, готовящие праздник для своих дам, и младшие братики и сестренки наших воспитанников. И поверьте, это было очень весело, продуктивно и здорово.
Однако как в любой бочке меда, в такой форме работы есть своя маленькая ложка дегтя. Свои плюсы и минусы. Плюсы, это конечно же:
1. полное взаимодействие с семьями воспитанников;
2. вовлечение родителей в непосредственную творческую деятельность;
3. сплочение родителей и детей;
4. творческое времяпрепровождение;
Ну и из минусов – это достаточно тяжелая в плане временных затрат организация, если вы не готовы тратить свое личное, так сказать, не рабочее время, то эта форма работы с родителями не для вас, так репетиции у нас проходили в вечернее время, в выходные дни. Да и сам праздник, проходил вечером, и домой после наших творческих посиделок мы ушли довольно поздно. Но для нас все же все эти мелкие минусы с лихвой были компенсированы улыбками наших мам и бабушек, слезами счастья и гордостьи и большой готовностью помогать нам в нелегком деле воспитания нашего будущего поколения и дальше! А это не так уж и мало, правда?
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом правильном, творческом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.