МААМ-картинки

Отчет о создании предметно-развивающей среде

Елена Байкова
Отчет о создании предметно-развивающей среде
▼ Скачать + Заказать документы

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, для его всестороннего развития.

Публикация «Отчет о создании предметно-развивающей среде» размещена в разделах

Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Отличительной чертой в создании предметно-развивающей среды по ФГОС являться :

- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;

- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;

- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;

- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

При создании предметно – развивающей среды нашей группы мы учитывали федеральные государственные требования к ее созданию, а также рекомендации авторов программы «От рождения до школы» :

- развивающая предметно-пространственная среда системна, отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;

- инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

- учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности. Иначе говоря, решает задачи создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; дает возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;

- наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование) так и развитие детей в ней;

- обеспечивает возможность ребенка жить в разномасштабном пространстве, сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз – рука», его росту и предметному миру взрослых;

- развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

Я, авторски подхожу к проектированию и оформлению в своей группе предметно- развивающей среды в соответствии с ФГОС.

Комплексирование и гибкое зонирование. Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно.

Условно в пределах пространства группы выделены игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка: зона познавательного развития Дидактические и развивающие игры (занимательная, где имеется демонстрационный и раздаточный материал для формирования ЭМП); имеется уголок природы (лично изготовлен уголок «Все о времени»); «лаборатория», которая содержит материал для проведения опытов ( для обследования с помощью различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр. : наборы пуговиц, бусин, шнуровки, бросовый и природный материал (шишки, камешки, горох, бобы и пр.); театрализованная зона располагает различными видами театра, масками и шапочками сделанными совместно с родителями; игровая зона для сюжетно – ролевых игр включает в себя атрибуты пожарной части, макет по правилам дорожного движения, атрибуты игры «Почта», макет насекомые, макет «Рыбное царство»; в зоне физического развития и двигательной активности имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей.

В групповой комнате оборудованы центры песка и воды. Создан уголок для рисования, где стоит мольберт, методические пособия («Учимся рисовать», «Элементы декоративного рисования», «Поэтапное рисование», «Поэтапная лепка», «Поэтапное складывание из бумаги».) для самостоятельной изобразительной деятельности детей, листы бумаги разного размера, мелки, карандаши, краски, где дети самостоятельно могут определить, как можно использовать тот или иной материал для рисования. Имеется специальная полочка для рисования нетрадиционными способами.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В группе представлены уголки для девочек (парикмахерская, предметы женской одежды, украшения) и мальчиков (разнообразные технические игрушки, макет «Парковка», макет «Замок»). В группе создан холдинг, который представляет собой полки с разнообразными видами предметов, как для мальчиков, так и для девочек.

Предметная развивающая среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды.

Проведенная мною работа позволила разнообразить материальное оснащение группы. Также, реализация проектирования предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с ФГОС помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, они стали более инициативны, самостоятельны. Дети стали более коммуникативны, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности, у них нет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности. Для меня, как воспитателя, лучшей оценкой нашей работы является фраза ребенка: «Мама, зачем ты так рано пришла за мной, я еще не хочу идти домой!».

На нашем участке также создана развивающая среда, которая способствует

- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;

- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;

- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.

На участке оборудованы веранды с необходимой мебелью и организованной предметно-развивающей средой, имеется уличное стационарное игровое оборудование: домики, столы, качели, горки, железные теневые навесы, веранда на которой также зонируем площадь для игры детей по интересам:

- общения детей с книгой;

- рисования;

- настольно–печатных игр;

- конструктивных игр;

- оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.

На участке имеется: песочница с песком (с закрывающейся крышкой, место для игры с водой, площадка между двумя группами для подвижных игр. Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, самокаты, ракетки для игр в бадминтон, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д., предусмотрены площадки для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Транспорт», «Магазин».

На территории детского сада оборудованы спортивная площадка и площадка дорожного движения по обучению детей ПДД, «Тропинка здоровья», проложена экологическая тропа, посажены огород, фито огород, альпийская горка, сказочная полянка, декоративный бассейн с различными декоративными фигурками.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая, авторская и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГТ.Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГТ. Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с.

Предметно-развивающая среда в нашей группеПредметно-развивающая среда в нашей группе Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет о создании предметно-развивающей среде
Опубликовано: 18 декабря 2014 в 09:45
+67Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет о создании предметно-развивающей среде» (включая файлы) размещена пользователем Елена Байкова (УИ 70489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД