Валентина Тумайкина
Отчет по проекту «Семья. Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, мы представляем вам проект «Семья. Семейные традиции».
Тип проекта : Познавательно- творческий
Продолжительность проекта : Краткосрочный
Участники проекта : дети 2-ой младшей группы, воспитатели, родители.
Девиз проекта
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Публикация «Отчет по проекту „Семья, Семейные традиции“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Семья - это где тебя любят, понимают и поддерживают. Для ребёнка нет ничего важнее, чем любовь его родителей, забота сестёр и братьев, ласка и одобрение бабушки и дедушки.
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Условия возникновения проекта
Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере, а родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Актуальность темы:
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств : дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций, и повышении уровня самосознания нации»,и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиция- это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции- это мама, каждый вечер рассказывающая сказку детям на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами -сладкими воспоминаниями о детстве.
Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.
Гипотеза
Если будут созданы необходимые условия для ознакомления малышей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта : Формирование у детей 3-4 лет желания поддерживать и приумножать традиции своей семьи.
Выявление и укрепление традиций семей группы.
Задачи:
Для детей:
- формировать элементарные представления о семейных традициях;
- развивать познавательные навыки;
- воспитывать интерес к традициям своей семьи.
Для педагогов:
-создать условия для формирования у детей 3-4 лет устойчивого интереса к традициям своей семьи;
-вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Для родителей:
-повысить уровень знаний по теме проекта;
-активно взаимодействовать с педагогами в процессе приобщения детей к семейным традициям.
Ожидаемый результат:
- Дети запомнят имена дедушек, бабушек, профессии своих родителей;
- познакомятся с народными играми, колыбельными песнями;
- научатся составлять простой рассказ о членах своей семьи (3-4 предложения);
- научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
- познакомятся с традициями своей семьи;
- будут поддерживать и приумножать семейные традиции.
Этапы реализации проекта :
1. Первый этап подготовительный. Здесь была проведена опрос-беседа с родителями о том, что такое семейные традиции и существуют ли они в их семьях-с целью : довести до участников значимость проекта важность данной темы.
2. Была подобрана методическая, художественная литература, иллюстративный материал.
3. Разработан перспективный план работы с детьми и родителями по теме проекта.
4. Составлена схема реализации проекта через разные виды деятельности.
2. Второй этап практический
На этом этапе в рамках проекта нами была проведена следующая работа.
Это Речевые игры «Моя семья», «Кто больше скажет о профессии», «Как я помогаю дома», «День рождения», они проводились с целью формирования интереса к семейным традициям, быть их активными участниками. Дети составляли рассказы с помощью воспитателя. Говорили о роли взрослых и детей в семье, о том, что в семье все заботятся и любят друг друга.
Были проведены пальчиковые игры «Семья», «Сорока-сарока», «Дедушка Рох».
Были организованы сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения дочки»
Игровые ситуации «ГОТОВИМ ужин», «Едем за покупками», где учили детей передавать в игре свой опыт общения в семье, брать на себя роли членов семьи, использовать в игре свой опыт и знания.
Провели подвижные игры: «Краски», «Курочка-хохлатка», «Гуси-лебеди».
Строительные игры «Стройка», «Мое село» помогли вспомнить детям название села, улицу, на которой они живут.
С помощью дидактических игр «Кому что для работы», «Кем быть» знакомили детей с женскими профессиями. Провели дидактическую игру «Родство» -дети называли своих родственников: кто кому кем приходится.
Также были проведены игры-инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».
Много положительных эмоций дети получили во время проведения мероприятия- дефиле «Точное отражение мамы», где девочки с большим удовольствием изображали своих мам, подражали им.
По продуктивной деятельности детьми были изготовлены подарки для мам к Дню Матери, для мам и бабушек ко дню восьмого марта, для пап и дедушек к Дню защитника Отечества, пригласительные открытки на утренники для членов семьи. Дети работали с картинками- раскрасками по теме «Моя семья». Надеемся через подарки, созданными своими руками, способствовать сближению членам семьи, воспитывать любовь и уважение к родным и близким.
Провели следующие беседы:
«Мои близкие»
«Моя родословная»
«На кого я похож»
«Профессии моих родственников»
«Как я помогаю дома»
«Выходной день в моей семье»
Дети с удовольствием рассказывали о своей семье : как зовут бабушек, дедушек,тетю, дядю; где работают мамы, папы, чем занимаются в выходные дни, где они побывали, с кем, что видели, что запомнилось.
По чтению художественной литературы провели следующую работу.
С детьми посещали мини-музей детского сада. В музее проводили с-р игру «Куклу Катю уложим спать», заучивали колыбельные песенки.
Прослушивали магнитофонную запись сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
По иллюстрациям рассказали русскую народную сказку «Гуси-лебеди».
Читали стихотворение Я. Акима «Моя родня», стихотворение Е. Благининой «Научу обуваться и братца».
Заучивали стихотворение Петровой «Мама ёлку наряжала».
Читали и обсуждали рассказ Е. Драгунского «Моя сестра Ксения»
Была проведена игра- драматизация по сказке «Репка». Дети старшей группы показали кукольный спектакль «Волк и семеро козлят» .
Для родителей были организованы:
Беседа «Семейные традиции»
Консультация «Сказки, рассказанные на ночь»
Родители принимали участие в оформлении альбомов, в конкурсах, выставках. Был организован конкурс «Новогодние костюмы своими руками», где наши дети заняли призовые места.
Была организована выставка «Профессии моей семьи»- она помогла детям узнать историю семьи и расширить знания о том, чем занимаются мамы, папы, дедушки, бабушки, тети на работе. Интересные коллажи представили семьи : Бусаровой Сафины, Зеленова Арсения….
С помощью родителей была оформлена фото- выставка «Мама- главное слово на свете», информационный стенд с поздравлениями для мам.
Родословное древо, придуманные родителями и составленные вместе с детьми были разнообразны.
Семьи представили своих родственников до 4- ого-5ого поколения.
Итоговым мероприятием была фото - выставка «Семейные традиции» - в процессе оформления фотовыставки родители делились своим опытом проведения семейных традиций.
3 этап Заключительный
Подводя итог нашей работы,можно сказать, что такая работа способствовала накоплению словаря детей. Они стали лучше знать имена дедушек, бабушек, профессии своих родителей.
Чаще стали играть в народные игры, подпевать колыбельные песни;
могут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
ориентируются в генеалогическом древе своей семьи;
Проект способствовал формированию представлений об общечеловеческих ценностях;
Научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда, развито чувство гордости за свою семью.
У Родителей повысился уровень знаний по теме проекта;
В группе сделан с помощью родителей видеоархив семейных праздников, и традиций, собрана копилка семейных реликвий.
У Педагогов расширились знания о народных праздниках, их происхождении;
разработали планы НОД, бесед для детей, консультации для родителей;
пополнили словарный запас детей;
лучше узнали семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству.
В завершении хотелось бы прочитать стихотворение Е. Ворониной «Что такое семья» из цикла «Сердце отдаю детям».
Что такое семья?
Вы спросите меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья - это дом,
Садик мой за окном,
И семья - это малая Родина!
Под пургой и дождём
Нас согреют теплом
И помогут в любых ситуациях
Мамы милой глаза,
И улыбка отца,
И ватрушки, и булочки бабушки!
В мир идём из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается.
И основа основ -наш родительский дом,
И семьёй в мире жизнь продолжается.
(Е. Воронина, из цикла «Сердце отдаю детям»)