Наталья Жигачева
Отчет по самообразованию «Интерактивные формы развития речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок появился на свет, и первое, что слышит мама – это плач ребенка, затем появляется гуленье, лепет, первые слова, затем речь, которая дана человеку для общения от природы. Для овладения ребенком речью, требуется общение с ним членов его семь, друзей, но к сожалению в настоящее время отслеживается динамика слабо развитой речи у детей. Это, прежде всего, связано технологиями (компьютерами, планшетами, телевизорами ит. д., которые, иногда заменяют ребенку общение, тем самым не давя развиваться речи. Родители же в свою очередь мало общаются с ребенком в силу своей занятости. Всё это создает угрозу языковой катастрофы.
Публикация «Отчет по самообразованию „Интерактивные формы развития речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Формирование связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. ФГОС ДО выделяет «развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи» в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников.
Интерактив в моей работе означает: диалоговое общение, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее значимых для каждого участника, задач и путей решения проблем, игровые приемы обучения творческому рассказыванию, составление образных характеристик объектов, тренинги, ИКТ (интерактивные игры).
Исходя из выше изложенного, целью моей работы стало: повышение своего теоретического, профессионального уровня, профессионального мастерства и компетенции.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы;
- Провести мониторинг;
- Составить перспективный план;
- Пополнить играми и пособиями развивающую предметно- пространственную среду;
- Сделать подборку картин, дидактических игр;
- Составить консультации для родителей;
- Провести анкетирование родителей;
- Провести родительское собрание «Развитие связной речи – залог обучения в школе;
- Занятия в течение учебного года;
- Занятия с использованием интерактивной доски.
По результатам бесед, наблюдений, игр с детьми были выявлены следующие показатели развития связной речи : высокий уровень – 32%, средний - 48%, низкий – 20%.
План своей работы разделила на блоки, которые строятся на игровом обучении творческому рассказыванию детей по картине.
1. Определение состава картины. На примере картины «Кошка с котятами». Дети с удовольствием составляют рассказ по картине, но все это кажется обычным, и дети быстро утомляются я использую при этом игры с подзорной трубой, т. е ребенок описывает тот объект, который он видит в свою импровизированную трубу, сделанную из простой бумаги. Использую метод моделирования, который позволяет ребенку не только запомнить предложенную фигуру, но и вообразить сам, что это может быть. При рассматривании картины обычно называются только увиденные предметы (в данном случае кошка с котятами, но и можно придумать кличку мамы-кошки, котят, найти им друзей. Для этого вырезывала из бумаги картинки любых животных, дети находили друзей для котят и мамы-кошки.
Известно, что рисование и речь тесно связаны между собой. Дети рисуют домашнее животное и составляют рассказ о нем, а если животного дома нет, то изображают животное, о котором мечтают.
2. Установление взаимосвязей между объектами. На примере картины «Ежи»
При составлении рассказа, использовала игры «Ищу друзей (недруги)», для этого вырезывала из бумаги картинки любых животных, дети находили друзей для ежей, тем самым дополняя свой рассказ. Игра «Живые картинки» помогает оставить рассказ о местонахождении объекта. Например, мама-ежиха рядом с ежатами, а один ежонок убежал от нее далеко и может потеряться.
3. Описание восприятия картины с очки зрения органов чувств. «Собака со щенятами», составление рассказов из личного опыта «Фрукты, овощи»
Предметы окружающие нас знакомы не только по определенным признакам, которые мы видим, но и при включении органов чувств. Я использовала разные ситуации и игры. Например, «К нам пришел волшебник, я могу только слышать». Ребенок представляет себе лай собаки, как зовут маму щенки, т. е побуждать к фантазированию путем диалога между живыми и неживыми объектами. Как сказал Артем, я слышу, как скрипит пол в конуре, а щенок плачет от холода. Таким образом, работу в этом направлении строила на использование анализаторов и органов чувств. При составлении рассказа о питании щенят и собаки дети делят объекты на съедобное и несъедобное с точки зрения человека и других существ, изображенных на картине. Маша составила рассказ: собака Дина родила щенят, я пока их еще не назвала. Мама-собака кормила детей своим молоком, но людям такое молоко пить нельзя, оно только для собак. Косточки мы тоже не едим, а собака и щенки, когда вырастут их очень полюбят. Им для роста надо давать витамины, добавлять в молоко, чтобы выросли. Моя задача в этом направлении научить детей строить рассказ с пониманием и использованием в речи опоры на личный опыт взаимосвязи с объектами.
4. Составление образных характеристик объектов.
Составление сказок и рассказов по прочитанному произведению очень привлекательно. Например, составление рассказа «Как цыпленок заблудился». Так как дети современные, они составляют свой рассказ с использованием мультяшных героев: Феечек, которые унесли цыпленка в свою страну и учили летать, Фиксики - заколдовали его в болтики и пружинки, а когда он нашелся, мама его не узнала и очень расстроилась, потому что он был тяжелый, железный, а не желтенький и мягкий как клубочек. Так сравнила цыпленка Настя и назвала его Пиф.
5. Составление рассказов от лица разных героев.
На этом этапе рассказ составляется от лица героя, например рассказ «На рыбалке». Ребенок составляет рассказ от своего имени, т. е. я пошел на рыбалку…
Как уже говорилось выше, речь должна развиваться. Для этого использую беседы на разные темы: о погоде, праздника, проведенных выходных днях, поддерживаю разговоры детей. Широко применяю презентации, загадки, интерактивные игры, которые красочные, при правильном ответе поощрение ребенка аплодисментами или звенит колокольчик, что активизирует даже не активных детей Мишу М., Мишу Я., Степу.
Для развития голосового аппарата предлагаю детям повторить чистоговорки, изменяя громкость голоса, скорость их произнесения. Использую дидактические игры, словесные, речевые как метод обучения. Играми повышаю интерес детей, развиваю сосредоточенность, что обеспечивает лучшее освоение материала. Игра активизирует внимание, воображение, учит придумывать, фантазировать.
Работа с родителями строится на консультациях, беседах, памятках. Предложен конкурс «Книга своими руками», в апреле родительское собрание «Развитие связной речи – залог успешного обучения в школе».
Таким образом, для развития речи детей дошкольного возраста следует применять разные приемы и игры.