Елена Леонова
Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической нагрузки на определённые группы мышц, снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций организма. К сожалению, собственный опыт и наблюдения показывают, что далеко не всегда педагоги применяют в своей практике упражнения для увеличения двигательной активности детей, чаще всего из-за отсутствия необходимого оборудования, пособий. А для полноценного развития ребёнка необходимо чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством физкультурных пособий и предметов. Но в силу недостаточного материального обеспечения, отсутствия возможности приобрести необходимое дорогостоящее оборудование, а особенно, огромное желание не смотря ни на что, организовать физкультурно-оздоровительную деятельность эффективно, разнообразно и увлекательно, побудило меня использовать нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками. Поэтому темой своего самообразования я взяла «Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
Публикация «Отчет по самообразованию „Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Физическое воспитание. Планы самообразования
- Темочки
Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей средствами нетрадиционного оборудования.
Задачи:
- подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе;
- создать нетрадиционные пособия для профилактики плоскостопия, нарушения осанки у детей;
- разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, газет материалы для родителей;
- привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
Над темой я работаю 1-ой год. Свое самообразование по данной теме я начала с изучения литературы по данному направлению:
1. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении. Москва – Скрипторий 2006 г.
2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
3. Утрубина К. К. «Занимательная физкультура для дошкольников» 2011г.
4. Гуленина О. А. Использование нестандартного физкультурного
оборудования «Дошкольная педагогика». – 2008. – № 2. – С. 35-38.
5. Нагорных Н. С. Нестандартное оборудование для физкультурных
занятий «Дошкольная педагогика». – 2003. – № 7. – С. 9-10.
Работая по теме, я разработала план. Провела анкетирование родителей на тему «Моя семья и здоровый образ жизни». И сделала выводы, что родители недооценивают важность двигательной активности для формирования физического и психического здоровья детей. С целью разъяснения подготовила консультацию для родителей «Движение – основа жизни».
Работу по данному направлению осуществляю в тесном сотрудничестве с воспитателями и музыкальным руководителем. Поэтому для воспитателей подготовила консультацию «Нетрадиционное оборудование в физкультурном уголке». На протяжении всего учебного года каждая возрастная группа обновила физкультурный уголок или «Уголок здоровья», где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги, кольцебросы, снегоступы, цветные дорожки, тканевые султанчики, классики, поролоновые бревнышки и т. д).
В течении учебного года оформила картотеки игр, пальчиковых гимнастик, релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики и т. д; изготовила пособия для проведения утренней гимнастики, ОРУ, подвижных игр. В основном оно изготавливалось из подручного материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т. д. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях.
В январе 2020 года в рамках программы повышения квалификации «Совершенствование профессионального мастерства инструктора по физической культуре ДОО в соответствии с современными требованиями» выступила с мастер-классом «Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» для инструкторов по физической культуре в ДОО.
Вывод: используя нестандартное оборудование, с заинтересованностью, выдумкой, фантазией подходя к определению тематики и отбору физкультурных занятий, уделяя особое внимание ощущениям детьми радости от активного участия в различных спортивных мероприятиях, значительно увеличилась двигательная активность детей, возрос интерес детей к занятиям физкультурой, улучшилась техника выполнения движений. Это находит своё подтверждение в результатах диагностического обследования.