Хеликова Татьяна
Отчет творческой мастерской «Пластика соленого теста» для детей 12–17 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет Творческой мастерской «Пластика соленого теста» для детей 12-17лет с ОВЗ.
Выбирая направление для своей работы, я остановила свой выбор на тестопластике. Тестопластика – это искусство создания объемных и рельефных изделий из солёного теста, которые используются как сувениры, подарки или для оформления интерьера.
Кроме того, солёное тесто имеет ряд преимуществ:
- сделано из экологически чистых материалов;
- его можно приготовить в любой момент;
- не липнет к рукам;
- очень легко отмывается;
Публикация «Отчет творческой мастерской „Пластика соленого теста“ для детей 12–17 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- безопасно при попадании в рот (если не добавлять клей);
- прекрасно лепится, мягкое, пластичное, приятное на ощупь, сушится в духовке или на воздухе.
Для детей изготовление поделок из соленого теста является не только интересным, но еще и очень полезным занятием, поскольку мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, мышления, внимания, воображения, зрительной и двигательной памяти, а любое совместное творчество сближает.
Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом.
Из соленого теста, наши предки лепили фигурки, сушили, раскрашивали. При этом фигурки из соленого теста хранились долго, и хозяева относились к ним очень уважительно.
Тестопластика - интересный и увлекательный вид прикладного творчества. Хочется лепить, добавляя в работы из теста различные материалы : ракушки, камешки, бисер и многое другое. Ребятам, очень нравится работать с солёным тестом, особенно украшать свои поделки. Они с нетерпением ждут каждого занятия. В глазах детей виден большой интерес, заинтересованность, желание сделать из кусочка теста интересную, красивую поделку и украсить ее по своему желанию.
Для этого я использовала беседы, красочные иллюстрации, открытки, любительские фотографии. Постепенно, на эмоциональном уровне, развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности.
Используя такие методы работы, я видела, как дети изумляется, восхищаются своими работами, это вызывает в их душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.
Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила, как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка.
Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает детей высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность.
Во время работы дети учатся синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика.
В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым.
Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. В процессе ручного труда создавались условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечило успешное овладение более сложным учебным материалом.
В процессе занятий в творческой мастерской «Пластика соленого теста» формируются все психические процессы, развивающие творческие способности и положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формируются трудовых навыков и умения, которые происходят в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику;
- в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки.
В конце учебного года дети 12-17 лет с ОВЗ могут:
- владеть элементарными трудовыми умениями при работе с соленым тестом;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- работать с соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;
- изготовлять поделки.
Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей 12- 17 лет с ОВЗ посредством художественного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом:
- позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинальной поделки;
- самостоятельно применять усвоенные знания, умения, навыки;
- проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество; - развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира; - высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.
Намеченные задачи дети усвоили, показали неплохие результаты обучения, которые были мной, намечены в программе по работе с соленым тестом : - детьми освоены правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
- правила оборудования рабочего места;
- правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста; - научились последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
- пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
- научились оценивать свою работу и работы своих товарищей, работать в коллективе.
С целью ознакомления, делилась опытом работы с соленым тестом с педагогами, разработала консультации на тему:
«История возникновения соленого теста»
«Для чего нужна тестопластика».
«Рецепты приготовления соленого теста»
«Как правильно приготовить тесто».
Обобщая результаты первоначальной диагностики творческих способностей, следует констатировать, что у одного ребёнка творческие способности в ручном труде находятся на низком уровне, у большей части обследуемых детей творческие способности в ручном труде находятся на среднем (подражательно-исполнительском) уровне, у четверых на высшем уровне.
Организация работы творческой мастерской «Пластика соленого теста» с детьми 12-17 лет с ОВЗ, активизировала творческий потенциал детей : - выполняемые детьми поделки обогатились новыми оригинальными образами;
- способствовали развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости;
- созданию возможности использовать поделки собственного творчества в игровой, театральной деятельности в группе, украшению фойе нашего центра и выставки творческих и тематически работ.