Светлана Кожихова
Отчет воспитателя по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства современных маленьких детей отмечается общее моторное отставание, а также не развиты пальцы рук, зачастую маленькие дети не могут крепко схватывать игрушку. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности –пальцев рук, следует с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Развитие моторики пальцев способствует формирования речи, а также оказывает благотворное влияние на психическое развитие ребёнка.
Публикация «Отчет воспитателя по самообразованию» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
В этом году наметила углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями. Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности детей.
Для достижения цели мной были поставлены задачи:
1. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений рук, гибкости рук, ритмичности;
2. Развитие воображения, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия;
3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук;
4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Методы и приемы работы, которые использую в процессе развития у детей мелкой моторики пальцев рук это:
-массаж кистей рук (погладь ежика, сожми и разожми или пощупай мешочек с шариками).
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
-пальчиковые игры со стихами;
-пальчиковый театр;
-лепка из пластилина;
-нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем и т. д. ;
конструирование: с кубиками и кирпичиками, крупным строителем, работа с конструктором ЛЕГО;
-лабиринты;
-дидактические игры;
-шнуровка;
-игры с мелкими предметами;
-Пазлы, мозаика.
-Игры с прищепками (игровые макеты «зима», «весна-лето»);
-Игры с пирамидками и матрешками
-Игры на панно «Путешествие в сказку».
Поставленные цели по самообразованию в начале учебного года:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Оформить родительские стенды, написать буклеты, памятки для родителей,
5. Составить и провести консультацию для родителей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?».
6. Составить план работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста
7. Составить план работы с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.
8. Сделать игровые пособия и макеты по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения,помогает создать благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает усидчивость, память, внимание, а также умение слушать и понимать.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры».
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Играя в сказки, мы тем самым развиваем пальцы рук, их гибкость, что способствует развитию речи, но и развитию интереса к театрализованным играм, так как в них активно задействованы пальцы.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин и тесто для лепки. Сжимая и разжимая пластилин в руке и работая с ним-ребёнок тренирует руки и пальцы, что приводит к благоприятным последствия для мелкой моторики пальцев рук ребёнка.
Также детям предлагала раскрашивать заготовки или раскраски согласно их возрасту, для укрепления мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Играя ежедневном детьми с конструкторами Лего, крупным и мелким строителем и сооружая многочисленные и разнообразные постройки, у детей развиваются пальцы, их гибкость и хваткость пальцев рук, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение. Еще одним из интересных занятий является собирание пазл, нанизывание бусин на шнурок.
В течение всего года мною была проведена работа по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми: ежедневно: пальчиковые игры, мальчиковая гимнастика, пальчиковый театр «Сказка в гости к нам пришла», игры с прищепками, игры со шнуровками, игры с Лего, игры с крупным и мелким строителем, игры с шариками, игры с бусинами, игры с игровыми макетами «Зима», «Лето», игры с настольной и напольной мозаикой, игры с пазлами-вкладышами, игры с ежиками (самомассаж, рисование и закрашивание раскрасок и заготовок (пальцем, кисточкой, работа с пластилином (самомассаж пальцев, упражнения на сжимание и разжимание пальцев).
Работа с родителями – очень важна в моем направлении работы, так как от знаний и умений родителей в данном направлении будет способствовать развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в домашних условиях. Для этого я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики пальцев рук через различные виды деятельности в домашних условиях». Была подготовлена консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях и ДОУ.
В дальнейшем я буду продолжать пополнять предметно-развивающую среду игровыми пособиями, играми, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, интереса к различным видам деятельности.